№ 5

Наступление на пожарную беспечность

Наступление на пожарную беспечность

 

В Хакасии ищут способы победить пожарное неблагополучие. Новая попытка - комплексное обследование социально-бытового состояния населенных пунктов. Во главе акции - сотрудники ГУ МЧС России по Хакасии. Активными помощниками сотрудникам МЧС согласились стать ведущие министерства и организации Хакасии - республиканские пожарные, ВДПО, МВД, Министерство образования и науки, Минсоцразвития, Минздрав, Энергонадзор и специалисты ОАО «Хакасэнерго», отряд студентов - будущих пожарных.

 

Противопожарный десант высадился в Калинино

Второй год подряд Хакасия прочно застряла в списке регионов с наихудшими показателями по количеству пожаров, погибших и травмированных на пожарах людей. Второй год подряд со стороны специалистов МЧС по Хакасии принимаются беспрецедентные меры по стабилизации обстановки. Весь личный состав федеральной противопожарной службы и сотрудники пожарного надзора практически непрерывно несут службу по усиленному варианту, проводя разъяснительную работу, противопожарные инструктажи, публикуя в СМИ не только просветительские материалы, но и факты реальных пожаров с материальными и людскими потерями.

Анализ показывает, что горят и гибнут социально незащищенные граждане: малообеспеченные, пенсионеры, инвалиды, лица без определенных занятий и места жительства. А погибшие или виновные в возникновении пожаров люди, как правило, пребывают в состоянии алкогольного опьянения.

«Мы использовали все полномочия по профилактике, которыми наделены структуры МЧС России. Власти Хакасии идут навстречу и позволяют нам использовать в выходные и праздничные дни региональную систему оповещения для предупреждения пожаров. Но реальных результатов мы все равно не получаем. Жилой сектор и частные домовладения, где в основном и гибнут люди, не поднадзорен органам МЧС России. Настала пора и органам местного самоуправления выполнить свою долю работы. В борьбе с пожарной безграмотностью и беспечностью надо задействовать общественность, а также разбудить волю местных властей», - объясняет свое желание мобилизовать всех на борьбу с пожарами начальник ГУ МЧС России по Хакасии генерал-майор Андрей Фирсов.

Для проведения крупной профилактической акции выбран Усть-Абаканский район. Это самая неблагополучная в пожарном отношении территория - рост пожаров и гибели в текущем году многократный! Противопожарный десант высадился в Калинино.

 

Какое оно, пригородное село?

Село Калинино расположено бок о бок с республиканской столицей - до Абакана не будет и километра. В числе местных достопримечательностей значатся единственный в Хакасии аэропорт и федеральная трасса М-54, соединяющая Красноярский край, Хакасию, Туву и далее с выходом к государственной границе с Монголией.

Близость к большому городу кроме плюсов, как выяснилось, несет еще и массу специфических проблем. Например, часть жилья используется как дачи, многие дома сдаются в аренду, а еще здесь активно ведется частная жилая застройка. Казалось бы, какое все это имеет отношение к пожарам? Глава администрации Калининского сельсовета Александр Демин разъясняет: «Из 560 участков, отведенных под застройку, к проживанию готова только четвертая часть. Все остальные живут в недостроях, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Самовольно подключаются к электроснабжению, обогреваются и отапливаются, как придется, с нарушением всех правил безопасности. Временное проживание, будь то дачники, арендаторы или новостройка, дает нам существенный рост пожаров. Это вдобавок к тем причинам, которые есть повсеместно - ветхое жилье, неблагополучные семьи, пьющие, безработные и т. д.».

Задача совместного десанта силовиков, чиновников и учащихся - зайти в каждое домовладение, разъяснить хозяевам жизненную необходимость соблюдения правил пожарной безопасности в быту и, по возможности, ознакомиться с противопожарным состоянием жилья. Организаторы, жертвуя своим личным временем, намеренно запланировали подворовые обходы на вечер - хорошо бы застать дома как можно больше сельчан! А, может, удастся предотвратить чье-нибудь позднее застолье, которое, как правило, заканчивается пожаром, гибелью либо криминалом.

В Калинино зарегистрировано 1307 домовладений. Улиц немного, но они достаточно протяженные - от полутора до двух километров. Глава сельсовета вместе с представителями МЧС по Хакасии распределили силы - группы студентов, каждую из которых возглавил инспектор пожарного надзора, идут с листовками по улицам, а комиссия в составе представителей администрации, МВД, соцработника, инженеров пожарной профилактики, энергетиков и специалиста по печному отоплению уверенно направляется по самым «горячим» адресам.

 

«Давайте хоть через забор поговорим!»

Дом на Ленина, 58 специалисты по пожарной безопасности сразу окрестили «пороховой бочкой» - деревянное строение постепенно врастает в землю, печка дымит, труба развалена, проводка, едва до нее дотронешься, искрит. Семья Ш. с тремя несовершеннолетними детьми и неработающим хозяином снимает это жилье. Отношение к собственной безопасности у главы семейства философское: «До сих пор не сгорели, и дальше ничего не случится». Остается добавить, если случится, отчего не застрахован никто, то пламя сожрет не только дом, но и всю улицу, на которой постройки расположены впритык друг к другу.

Соседи в квартире за стенкой и вовсе закрылись изнутри, не желая впускать незваных гостей. Пришлось через дверь убеждать, что штрафовать никого не будут, комиссия только зафиксирует в акте пожарные угрозы, чтобы затем общими усилиями постараться помочь каждому домовладельцу. 

Следующий адрес - бывшая сельская столовая, приспособленная под жилье. У проверяющих к хозяевам претензий немного: отштукатурить печь, заизолировать провода и убрать их с горючего основания (в данном случае с дерева). Однако в семье пятеро детей и профилактика лишней не будет. Комиссия напомнила, что никогда не следует оставлять детей без присмотра, нельзя доверять им топку печи и надзор за пожароопасным оборудованием.

Семью Т. по Зеленой, 32 глава сельсовета опекает давно: «Если бы мы в прошлом году не отремонтировали им печь и не завезли бы машину угля, тут до беды было недалеко». (Правда, главу сразу уличили в нецелевом использовании бюджетных средств, и впереди его еще ждет серьезное разбирательство). В доме, который разрушается на глазах, живет отец с двумя детьми. Мужчина работает на частника. Как умеет, ухаживает за детьми и хозяйством, но денег катастрофически не хватает. Срочно нужно менять электропроводку, а где взять на это 20 тысяч, не знает даже сердобольный глава. Кстати, у энергетиков вызвало опасение общее энергоустройство населенного пункта. Говорят, ЛЭП устарели, необходимо срочно менять все кабельное хозяйство! Александр Демин только разводит руками: «Да, знаю я! Объясняю людям. Кто побогаче, меняют сами, но таких -  единицы».

Встречаются среди граждан и крайне агрессивные экземпляры. Вот, семья Х. Молодая женщина, мать троих детей проживает со своей матерью и очередным, как утверждают в деревне, сожителем. Мужчина неоднократно выталкивал взашей представителей пожарной профилактики. Имеют граждане такое право, никого не пускать на порог, частная собственность неприкосновенна! На этот раз пришли с сотрудником МВД. Результат тот же. На просьбу, впустить в дом, разъяренная женщина была краткой: «Были уже. Делать нечего!» Дальнейшие попытки общения, вроде того «давайте, хоть через забор поговорим», оказались бесполезными.

 

Профилактика дешевле

У главы Калининского сельсовета уже составлен список из 38 домовладений, где необходимо срочно заняться печами и электропроводкой. А. Демин подготовил для республиканского правительства эту информацию с ходатайством о выделении финансовой помощи. Ведь пропаганда и сила слова о коварстве дыма, мощи огня и хрупкости человеческой жизни все реже достигают цели. Инженер пожарной профилактики Усть-Абаканского района Галина Ростовцева делится впечатлениям от посещения аала Доможаков. Всего в 70 км от Абакана люди помногу лет живут без электричества в убогих избушках. Есть больные туберкулезом и другими социальными болезнями. «Какие газеты, какой телевизор? Кроме антисанитарии, пустых бутылок и нищеты там ничего нет!»

По замыслу сотрудников ГУ МЧС России по Хакасии, каждый глава муниципалитета либо поселения просто обязан  поднять общественность и активных граждан на мероприятия, подобные тому, что начали в Калинино. Это большая и очень важная работа - составить официальную картину социально-бытового состояния своего населенного пункта. В последующем акты, подписанные специалистами разных ведомств, вполне могут стать основой целевой программы. Районной или даже республиканской. Власти четко должны представлять, кому требуется экстренная помощь: проводку поменять, печь переложить, ремонт организовать, кого-то, не исключено и такое, на лечение отправить.

Пожарная безопасность - занятие безумно дорогое, но профилактика всегда несоизмеримо дешевле.

Ирина Владимирова,

Хакасия

Поздравление С.А.Федорова с юбилеем

Управление авиации и авиационно-спасательных технологий поздравляет Сергея Фёдорова с юбилеем!

Уважаемый Сергей Александрович!

Авиаторы МЧС России искренне, от всей души поздравляют Вас с юбилеем!

Более 35 лет своей яркой жизни Вы, Сергей Александрович, отдали авиации. Ваш профессиональный путь от курсанта Сызранского высшего военного авиационного училища летчиков до генерала, начальника авиации МЧС России является примером беззаветного служения Отечеству.

Мы знаем Вас как боевого летчика, прошедшего горнило афганской войны, сочетающего в себе качества высококлассного летчика-профессионала, блестящего организатора, заботливого командира, что вызывает наше огромное уважение.

Знаем Вас и как исключительного человека, очень значимого в МЧС России, в чрезвычайной авиации, заслуженного летчика Российской Федерации и руководителя большого коллектива, отдающего свои силы, знания и опыт на поддержание авиационных сил и средств МЧС России в постоянной готовности к применению.

Ваша творческая инициатива на посту начальника авиации МЧС, умение видеть перспективу, энергия и стремление способствуют дальнейшему эффективному развитию авиации МЧС России, авиационно-спасательных технологий, совершенствованию организационной структуры, модернизации авиационной техники. Ваше чувство оптимизма, чуткое и внимательное отношение к подчиненным, товарищам по службе и работе, забота о ветеранах создали Вам заслуженный, деловой авторитет и уважение у руководства министерства, сотрудников центрального аппарата и у всего личного состава авиации МЧС России.

Нам глубоко импонируют Ваша простота и доступность, высокая культура и порядочность, широкая эрудиция и компетентность, принципиальность и настойчивость в решении важных государственных задач.

Ваш труд и высокое летное мастерство по достоинству отмечены государством. За высокое летное мастерство, многолетнюю безаварийную работу Вы удостоены почетного звания «Заслуженный военный летчик Российской Федерации», награждены орденами Красная Звезда и «За военные заслуги», многими медалями.

В день Вашего юбилея искренне желаем Вам, Сергей Александрович, высокого полета и чистого неба, мягких посадок и летного долголетия, крепкого здоровья и счастья, бодрости и оптимизма, с которым Вы решаете важные государственные задачи на благо Отечества!

С глубоким уважением,

офицеры и служащие Управления авиации и авиационно-спасательных технологий

В небе вертолет-спасатель «Евгений Ларюшин»

У летчиков и моряков как ни у кого развито чувство долга хранить память о погибших боевых друзьях и героях, они не умирают, просто одни улетают, другие уходят в море навсегда. И если нет возможности вернуть павших к земной жизни, долг нас живущих - хранить память о героях, обо всех тех, кто отдал свои жизни ради Победы, ради жизни на земле, ради нас и наших детей, ради будущего. Авиаторы МЧС России, помня о неоплатном долге перед павшими, одной из форм воплощения этого долга выбрали присвоение имен героев воздушным судам.

Авиация Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий продолжает сложившуюся традицию присвоения имен собственных самолетам и вертолетам с целью увековечения памяти легендарных летчиков России, внесших большой вклад в развитие отечественной авиации, летчиков, героически сражавшихся на фронтах Великой Отечественной войны. Новому вертолету-спасателю Ка-32А11ВС, поступившему на вооружение авиации министерства, присвоено имя Героя Советского Союза, заслуженного летчика-испытателя СССР Евгения Ивановича Ларюшина (1934-1985).

Евгений Ларюшин родился 14 января 1934 г. в д. Кочема Егорьевского района Московской области. Учился летать в Егорьевском аэроклубе, затем в Омском военном училище летчиков. Летал на самолетах Ил-28, Як-25, Ли-2, вертолетах Ми-4. В 1960 г. окончил школу летчиков-испытателей в г. Жуковском. В это время был самый период творческого бума ОКБ Н.И. Камова. Н.И. Камов запросил в школе летчиков-испытателей двух пилотов. Так Е.И. Ларюшин оказался в ОКБ Н.И. Камова. 25 лет проработал летчиком-испытателем в этом коллективе, активно участвовал в разработке, испытаниях и доводке морских вертолетов семейства «Ка»: наземного и корабельного базирования для Военно-морского флота: Ка-15, Ка-18, Ка-25, Ка-27, Ка-29, Ка-50 различных модификаций, а также их разновидности для народного хозяйства.

Испытывая боевой вертолет нового поколения Ка-50, получившего название «Черная акула», Е.И. Ларюшин предложил и отработал профиль полета при выполнении боевой задачи и нанесении удара «из засады» (вертикальный взлет из-за преграды до контакта с целью, атака на режиме висения и быстрый уход за преграду). Он - автор знаменитой «Спирали Ларюшина», при выполнении которой сумел достичь рекордных перегрузок на малых скоростях.

Евгений Иванович Ларюшин погиб 3 апреля 1985 г. при выполнении испытательного полета первого опытного вертолета Ка-50.

Соблюдая корректность в вопросе присвоения имени Евгения Ларюшина вертолету Ка-32, авиаторы МЧС с инициативой и просьбой обратились к вдове героя Алле Николаевне Ларюшиной.

«Уважаемая Алла Николаевна!

В авиации МЧС России сложилась хорошая традиция присваивать имена собственные самолетам и вертолетам.

В 1997 году у наших самолетов появились имена летчиков, первых Героев Советского Союза, участвовавших в спасении челюскинцев.

В настоящее время авиация МЧС пополнилась вертолетами Ка-32, и мы решили присвоить одному из них имя Героя Советского Союза Евгения Ларюшина.

Ваш муж, Евгений Иванович Ларюшин, всегда был яркой звездой в советской авиации. Его короткая, но яркая, стремительная жизнь военного летчика, летчика-испытателя оборвалась «на взлете». Но его работа, давшая путевку в жизнь множеству машин, их усовершенствованию и модернизации, оставила глубокий след в развитии авиации. Его честность, принципиальность и порядочность, огромная любовь к людям, готовность помочь в трудную минуту, не считаясь с риском и опасностями, всегда служили примером поколению людей советской эпохи.

С целью увековечения памяти заслуженного летчика-испытателя, Героя Советского Союза Евгения Ивановича Ларюшина, внесшего большой вклад в летопись советской авиации по созданию, испытанию и освоению военных и гражданских вертолетов фирмы «Камов», просим Вашего согласия на присвоение его имени вертолету Ка-32 авиации МЧС России.

С глубоким уважением,

начальник авиации МЧС России

Р.Ш. Закиров»

Чтобы понять чувства, которые испытала семья героя, что «Евгений Ларюшин» будет жить и летать в мирном небе, приходить на помощь и спасать людей, попавших в беду, приведу ответное письмо вдовы героя.

«Уважаемый Рафаиль Шакурович!

Я, Ларюшина Алла Николаевна, вдова Героя Советского Союза Е.И. Ларюшина, бесконечно благодарна сотрудникам МЧС России и Вам лично за сохранение памяти о моем муже и инициативу присвоения его имени вертолету фирмы «Камов», испытанию которых он посвятил всю свою жизнь без остатка.

Е.И. Ларюшин был необыкновенным летчиком-испытателем и необыкновенным человеком. С особой радостью он помогал людям, как близким, так и незнакомым.

Да будет вертолет родной для него фирмы надежным помощником для попавших в беду людей. А его имя - да будет «работать» вместе с теми, кто придет на помощь этим людям.

Добрая память о человеке долговечнее приходящей славы. Пока человека помнят на Земле - он не погиб.

Еще раз благодарю всех причастных к этому решению и даю свое согласие на присвоение вертолету Ка-32 авиации МЧС России имени ГСС Е.И. Ларюшина.

А. Ларюшина»

В результате инициативы и проделанной организационной работы специалистами авиации МЧС России в мае 2011года в соответствии с государственным контрактом от 14 октября 2010 г. № 37/247-6300 парк чрезвычайной авиации пополнился самым современным вертолетом фирмы «Камов» Ка-32А11ВС заводской № 9820, носящим имя Героя Советского Союза, заслуженного летчика-испытателя Евгения Ларюшина.

Вертолет «Евгений Ларюшин» получил номер в государственном регистре

RF-32801.

Сергей Бортан,

Управление авиации и авиационно-спасательных технологий МЧС России

 

Справка

Вертолет Ка-32А11ВС разработан фирмой «Камов». Серийное производство вертолета организовано в г. Кумертау на ОАО «Кумертауское авиационное производственное предприятие». В настоящее время серийно выпущено порядка 150 вертолетов. Машины эксплуатируются более чем в 30 странах мира. Вертолет максимально приспособлен для тушения пожаров и успешно демонстрирует свои возможности в борьбе с лесными пожарами, особенно в горной местности, а также с пожарами в верхних этажах высотных зданий с использованием гидропушек для горизонтального пожаротушения.

Вертолет обладает высокой энерговооруженностью и грузоподъемностью, что позволяет его использовать для транспортировки грузов на внешней подвеске и в качестве крана для выполнения авиационных монтажных и демонтажных работ сложных высотных конструкций.

Запас топлива и уникальные летные характеристики вертолета делают его незаменимым не только при тушении пожаров, выполнении авиационных монтажных и демонтажных работ и транспортировки грузов на внешней подвеске, он может успешно применяться в поисково-спасательном, санитарном вариантах, для ведения различных видов разведок, в качестве ретранслятора.

В конце 2010 года МЧС России приступило к реализации правительственной программы по усилению авиационной составляющей министерства и переоснащения современными образцами техники и оборудования. До конца 2011 года авиационный парк МЧС пополнится еще 4-мя вертолетами Ка-32А11ВС, которые будут носить имена собственные выдающихся отечественных вертолетчиков Героев Советского Союза и Героев Российской Федерации.

 

 

Ключевые слова: Журналист, Личность

МЧС России сегодня необходимы самолеты Бе-200ЧС

                                                                                                                                                                            

Более 20 лет назад - 8 декабря 1990 года было принято Постановление Совета Министров СССР № 1254 «О создании самолета-амфибии А-200 для тушения лесных пожаров». После распада Советского Союза проект не был закрыт. Более того, необходимость создания самолета-амфибии была подтверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1992 года № 497.

 Изначально самолет разрабатывался с целью повышения эффективности охраны и защиты лесов от пожаров и не совсем отвечал требованиям МЧС России.

МЧС России, в соответствии с концепцией авиационного обеспечения, в 1994 году сделало серьезную попытку возрождения гидроавиации, выделив 300 млн рублей на научные исследования и техническое проектирование самолета-амфибии Бе-200ЧС.

Согласно требованиям МЧС России, Бе-200ЧС должен был стать многофункциональным самолетом, способным решать разнообразные задачи: выполнять поисково-спасательные работы, грузовые и пассажирские перевозки, тушить пожары, патрулировать прибрежные воды и лесные массивы, эвакуировать пострадавших с объектов, терпящих бедствие на воде, а также проводить экологический мониторинг и др.

Чтобы поддержать отечественного производителя, МЧС разместило заказ на семь самолетов-амфибий Бе-200ЧС на ОАО «ТАНТК им. Г.М. Бериева».

В результате усилий коллективов «ТАНТК им. Г.М. Бериева» и НПК «Иркут» появился самолет Бе-200ЧС, максимально приспособленный для решения задач МЧС, а Министерство по чрезвычайным ситуациям стало первым покупателем и первым эксплуатантом этой машины.

В последние годы российский самолет-амфибия Бе-200ЧС привлекает внимание специалистов многих стран. Самолет фигурирует в планах приобретения некоторых стран Европы и Юго-Восточной Азии. Эта машина - один из уникальных российских проектов, который заслужил всеобщее признание и давно требует широкомасштабного серийного выпуска и продвижения на российский и мировой авиационные рынки. Но пока, к всеобщему сожалению, только единичные экземпляры самолета Бе-200ЧС реально эксплуатируются при тушении лесных пожаров, ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций авиационными подразделениями одной-единственной государственной структуры - МЧС России. Этот факт заслуживает особого внимания, поскольку на государственном уровне только МЧС России стремится развивать это специфическое направление авиации - амфибийные летательные аппараты, тем самым возрождая гидроавиацию страны.

Сегодня среди самолетов мировой авиации, применяемых при тушении лесных пожаров и спасательных операций на воде, самолету-амфибии Бе-200ЧС аналогов нет. Но в последнее время сложилось общественное мнение, что отечественная гидроавиация канула в лету, что новейший самолет Бе-200 стране не нужен. Это следует из того, что в Вооруженных силах проводится оптимизация и минимизация состава авиации. Авиацию Военно-морского флота «заоптимизировали» до такой степени, что от нее почти ничего не осталось. А ведь гидросамолеты совсем недавно были одним из важнейших средств борьбы с подводными лодками и эффективным средством спасения экипажей самолетов, кораблей и подводных лодок в море и океане. Теперь их в авиации ВМФ практически нет, осталось несколько устаревших машин типа Бе-12. Специальные варианты Бе-200 (противолодочный и поисково-спасательный) вполне могли бы занять место в строю авиации ВМФ вместо отслуживших свое Бе-12. Но, увы! Вопрос к оборонному ведомству остается открытым.

Одним из основных отечественных заказчиков патрульного самолета для охраны государственной границы, контроля экономических морских зон может стать пограничная служба ФСБ России, а противопожарного варианта самолета Бе-200П - Авиалесоохрана.

На сегодняшний день МЧС России из семи заказанных эксплуатирует только четыре машины Бе-200ЧС, две из которых постоянно находятся в ремонте или на доработках. За восемь лет эксплуатации самолетов Бе-200ЧС в авиации МЧС специалистами «ТАНТК им. Г.М. Бериева» практически мало, что сделано для совершенствования оборудования и конструкции летательного аппарата. Разве можно считать нормальным положением, когда в течение пяти лет ТАНТК решал вопрос изготовления стойки шасси для восстановления самолета? О каком серийном производстве можно вести речь, если за все годы восхваления самолета Бе-200 в мировой и отечественной прессе, демонстрации на различных авиасалонах и выставках авиапромышленность страны смогла с большим трудом выпустить мизерную партию из четырех машин, которую столько лет не может довести до совершенства.

Начальник авиации МЧС России Р.Ш. Закиров неоднократно подвергал критике руководство ТАНТК за невыполнение договоренностей, предусмотренных контрактами, за поставку для МЧС России «сырых» машин и за ненадлежащее сопровождение опытной эксплуатации первых самолетов. По этой причине в 2007 году контракт на поставку семи машин практически МЧС России был приостановлен.

Высказанная критика и предъявляемые жесткие требования летного и инженерно-технического состава эксплуатанта означают, что специалистам авиации МЧС небезразлична судьба эксплуатируемого самолета, и они крайне заинтересованы в том, чтобы Бе-200ЧС был окончательно доведен до мирового уровня. А пока же у многих авиационных экспертов и специалистов сложилось мнение, что у руководства ТАНТК родилось твердое убеждение о том, что другого в стране ничего подобного Бе-200 нет, поэтому покупать будут то, что есть.

При таком подходе авиастроителей к производству Бе-200ЧС, являющегося последним словом мирового гидросамолетостроения завтра страна может потерять приоритет эффективного самолета-амфибии среди когда-либо созданных в мире. И тогда, возможно, авиационный рынок заполнят хорошо известные в мире амфибии - модернизированные канадские «Канадейры» (CL-415), японские US-1S Kai (US-2) и китайский самолет-амфибия «Водяной дракон-600» (JL-600).

Тем не менее в этих условиях МЧС России не только стало инициатором возрождения отечественной гидроавиации, но и борется за продвижение самолета Бе-200ЧС на внутренний и мировой авиационные рынки.

Имеющиеся в эксплуатации гидросамолеты Бе-200ЧС значительно расширили возможности авиации МЧС и являются по-настоящему многофункциональными летательными аппаратами и могут использоваться как противопожарный, поисково-спасательный, патрульный, санитарный, транспортный и применяться как с сухопутных аэродромов, так и с гидроаэродромов. С появлением Бе-200ЧС в авиации МЧС появилась гидроавиационная составляющая, и произошло разделение авиации на базовую и гидроавиацию.

Однако, несмотря на трудности, с которыми пришлось столкнуться летному и инженерно-техническому составу в процессе опытной эксплуатации первых самолетов Бе-200ЧС необходимо отметить, что Бе-200ЧС остается непревзойденным в борьбе с лесными пожарами. Опытная эксплуатация продемонстрировала уникальные возможности гидроавиации, позволила накопить ценный опыт ее практического применения, выявила конструктивные достоинства и недостатки самолета, дала возможность подготовить большую группу летного состава. Полученный во время опытной эксплуатации Бе-200ЧС опыт может быть использован и учтен при создании новых перспективных гидросамолетов.

20 июня 2003 года был получен сертификат типа на пожарный вариант самолета Бе-200ЧС , а 14 июля 2003 года головная машина из первой серии

Бе-200ЧС (бортовой номер RF 21515) была допущена к эксплуатации и поступила на вооружение авиации МЧС России.

С 20 июня 2004 года Бе-200ЧС МЧС России в пожароопасный период несут постоянное дежурство на аэродромах и участвуют в ликвидации пожаров как внутри страны, так и за рубежом в различных климатических и географических условиях. Несмотря на ряд выявленных в процессе эксплуатации самолета-амфибии недостатков в его конструкции и оборудовании, которые необходимо учесть в серийном производстве, авиационный мир высоко оценивает эффективность Бе-200ЧС в борьбе с огнем, подчеркивая, что у него нет конкурентов в своем классе, и есть широкие возможности в продвижении на мировой авиационный рынок.

Но все-таки приходится с сожалением констатировать, что производители этой уникальной машины не воспользовались этой возможностью и затянули серийный выпуск самолета Бе-200ЧС. До сих пор не начат выпуск амфибий таганрогского производства. По заявлению генерального директора - генерального конструктора ОАО «ТАНТК им. Г.М. Бериева» В.А. Кобзева, страна в лучшем случае увидит два очередных Бе-200ЧС иркутского производства к концу 2011 года, в то время как в самолетах нуждаются сегодня не только МЧС России, но и Авиалесоохрана, Военно-морской флот, Пограничные войска. Его ждут страны Евросоюза и государства Юго-Восточной Азии, страдающие от ежегодных лесных пожаров.

Универсальность самолета Бе-200ЧС значительно расширила возможности и спектр его применения в современных спасательных операциях. Глава МЧС России С.К. Шойгу предложил международный механизм спасения - «Глобалавиаспас», который нашел понимание и поддержку немецких коллег и объединил стремления руководителей «чрезвычайных» служб европейских стран к предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В состав авиационной группировки «Глобалавиаспас» входят многоцелевой самолет Бе-200ЧС, транспортный Ил-76, вертолет Бо-105 от МЧС России и немецкий «летающий госпиталь» на базе самолета А-310 .

В 2008 году практически был решен вопрос создания евроэскадрильи, а 25 июня того же года была подписана административная договоренность между Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и генеральным директором по окружающей среде Комиссии Европейских сообществ (КЕС) о сотрудничестве, взаимной помощи и авиационной поддержке при реагировании на чрезвычайные ситуации. В связи с этим потребовалось поддержание в технической готовности для евроэскадрильи двух самолетов

Бе-200ЧС, одного Ил-76 и двух вертолетов Ми-26, оснащенных специальным водосливным оборудованием, для оперативного развертывания российской части евроэскадрильи по запросам КЕС или других европейских партнеров. Также предусматривается возможность базирования на передовых аэродромах южной Европы (Греция, Черногория, Сербия, Италия и другие государства) одного самолета Ил-76 и двух вертолетов типа Ми-26 и Ка-32, которые могут оперативно включаться в состав евроэскадрильи для реагирования в пожароопасный период. Легкие вертолеты Бо-105 и БК-117 предусматривается использовать для разведки и оценочных миссий при катастрофах .

Завершившаяся в начале 2011 года сертификация самолета Бе-200ЧС по европейским стандартам (JAR-25) и адаптация под условия инозаказчика позволят эксплуатировать его в Европе. Эксплуатация самолета-амфибии Бе-200ЧС в составе евроэскадрильи, по утверждению В.А. Кобзева, начнется с 2012 года, когда в странах Евросоюза приступят к замене парка устаревших пожарных самолетов. Гендиректор лукавит, просто раньше самолетов

Бе-200ЧС производства таганрогского завода после перевода из Иркутска не будет. Хорошо бы к этому времени получить две машины недостроенные на

НПК «Иркут».

Возобновление выпуска отечественных гидросамолетов нового поколения Бе-200 и продвижение их на мировой рынок позволит достойно представлять Россию на мировом рынке авиационной техники.

Уроки последних лет по тушению лесных пожаров в странах Европы с участием авиации МЧС России и особенно борьба с ними летом 2010 года в России показали, что для быстрой и эффективной борьбы с пожарами необходимо развивать сотрудничество между странами. Созданную по инициативе МЧС России международную евроэскадрилью решено включить в состав создаваемого Европейского пожарного центра Средиземноморского региона. Совместно с другими машинами в нем будут эксплуатироваться и российские самолеты-амфибии Бе-200ЧС.

Опыт участия авиации МЧС России в международных гуманитарных операциях и привлечение к борьбе с лесными пожарами, особенно в 2007-2010 годах, в составе международных авиагрупп, внесли существенный вклад в борьбу с крупными пожарами в Европе, а в 2010 году в России, позволяют в ближайшее время осуществить совместно с Евросоюзом работу по созданию Европейского центра борьбы с катастрофами (ЕЦКБ) или «ЕвроМЧС».

Ежегодные лесные пожары в странах Европы со всей очевидностью подтверждают, что национальные возможности по тушению могут быть существенно усилены наличием в чрезвычайных службах стран российских самолетов-амфибий Бе-200ЧС.

С началом выпуска таганрогских самолетов Бе-200ЧС для евроэскадрильи планируется закупить 4 самолета-амфибии Бе-200ЧС и 6 вертолетов (Ми-26, Ка-32). Наличие собственной авиатехники в составе евроэскадрильи повысит возможности реагирования на ЧС и позволит Евросоюзу более эффективно реализовывать наработанный к настоящему времени опыт применения международной авиагруппы.

Очевидно, что с пожарами необходимо бороться не только за рубежом, но и у себя дома. Эта истина проявилась жарким летом 2010 года, когда из-за аномальной жары в 14 регионах России сложилась тяжелейшая пожароопасная обстановка. Из-за небывало масштабных пожаров в Московской, Владимирской, Воронежской, Нижегородской, Рязанской областях, Республиках Марий Эл и Мордовия было объявлено чрезвычайное положение. Шла настоящая война с огненной стихией. В ряде мест, где огонь выходил из-под контроля, выгорели целые деревни и поселки, без крова остались тысячи семей.

На борьбу с огненной стихией были подняты силы авиации МЧС России, в том числе и самолеты Бе-200ЧС. Применение авиационной группировки позволило стабилизировать обстановку и не допустить ее дальнейшего осложнения. Самолеты-амфибии Бе-200ЧС проявили себя очень хорошо, но их было всего три единицы. Сразу возник вопрос об экстренном пополнении авиационного парка МЧС России. Правительством Российской Федерации на программу переоснащения МЧС современными образцами техники и оборудования на 2011-2015 годы выделено 43 млрд руб. Из них на закупку самолетов-амфибий Бе-200ЧС - 11, 632 млрд руб.

В конце 2010 года МЧС России приступило к реализации правительственной программы по усилению авиационной составляющей министерства. В течение ближайших лет будет расширен авиационный парк для тушения лесных пожаров и реагирования на чрезвычайные ситуации. На оснащение авиации МЧС поступят 8 самолетов Бе-200ЧС. Кроме того, для борьбы с лесными пожарами планируется оснастить водосливными устройствами и выливными авиационными приборами авиапарк Минобороны, МВД и ФСБ России и довести в 2011 году общую авиационную группировку, привлекаемую для борьбы с лесными пожарами, до 99 воздушных судов - 14 самолетов и 85 вертолетов.

В заключение всего сказанного очевиден вывод. При всем стремлении «ТАНТК им. Г.М. Бериева» сохранить и развивать отечественную гордость - единственную в стране конструкторскую школу гидросамолетостроения, если не побороть авиационное лобби, мешающее развитию не только гидроавиации, но и всей отечественной авиации, то в скором времени вообще можно лишиться авиации - нашей национальной гордости.

Для того чтобы отечественная авиация сохранила ведущую роль в мировом авиастроении, необходима, как отмечает в последнее время пресса, политическая воля со стороны руководства отрасли и страны.

Возрождение и развитие гидроавиации как приоритетного направления отечественной авиационной отрасли - это уникальная историческая возможность, которую Россия ни в коем случае не должна упустить.

Судя по последним выступлениям Президента и Председателя Правительства Российской Федерации, политическая воля руководства страны есть. Значит, авиация будет жить.

Сергей Бортан,

Управление авиации и авиационно-спасательных технологий МЧС России

 

МЧС России - новые технологии

С момента рождения МЧС за 20 лет появились не только новое оборудование, технологии отечественного производства, но и предприятия, решающие эти задачи. Одним из таких предприятий является фирма «СПРУТ».

 

Основная работа предприятия была посвящена разработке гидравлического аварийно-спасательного инструмента «СПРУТ» и с 1994 г. инструмент был поставлен министерством на снабжение. В настоящее время выпускается свыше 25 наименований инструмента. Благодаря МЧС фактически появилась целая индустрия аварийно-спасательного инструмента и оборудования.

В процессе эксплуатации оборудования и инструмента возникла потребность в носителях, с целью оперативной доставки к местам ЧС, а также специальных тренажеров для обучения спасателей навыкам работы и слаженности действия. Фирма «СПРУТ» по ФЦП «Безопасность дорожного движения 2006-2012 гг.» выполнила ряд работ по АСМ для ДТП: изготовила тренажеры для обучения спасателей правилам работы при ДТП, а также изготовила десантируемые контейнеры для доставки инструмента и оборудования в зону ДТП с вертолета в режиме зависания. Действующий вертолет-тренажер установлен в Центроспасе. Для этого же отряда были разработаны и изготовлены специальные контейнеры для десантирования имущества в зону ЧС с транспортного самолета Ил-76. Для бассейна Центроспаса были также изготовлены подводные тренажеры - имитирующие аварии на акватории: авария на продуктопроводе; тренажер «Пузырь»; тренажер «Фюзеляж».

Разработки велись совместно со специалистами МЧС и ВНИИ ГОЧС, а также с профессиональными спасателями Центроспаса, 179 центра, 294 центра и др.

Для решения таких разнообразных задач фирма «СПРУТ» оснастилась и собственной производственной базой, конструкторским бюро, а также испытательной лабораторией. В духе времени фирма «СПРУТ» проводит значительную модернизацию производственной базы, что позволяет оперативно решать поставленные задачи. За последние два года фирма инициативно разработала идеологию тренажерного комплекса для спасателей и пожарных и тренажерного городка МЧС России, имеющего в своем составе более 20 тренажерных комплексов, начиная от газодымокамеры и заканчивая огневой полосой.

На выставке «Комплексная безопасность - 2011» были показаны новые инструменты с аккумуляторным приводом совместной работы с японской компанией, где уровень локализации составил ~ 45%.

Наряду с работами для МЧС России фирма «СПРУТ» разработала специальный гидравлический инструмент для стыковки арматуры методом опрессовки. Это оборудование применяется при строительстве на о. Русский, Белоярской АЭС, бизнес-центра «СИТИ» и др. Анализ работы деятельности фирмы «СПРУТ» показывает, что МЧС России своими задачами, требованиями способствует появлению таких высокотехнологичных фирм, которые производят конкурентоспособный продукт.

 

Ключевые слова: Журналист, Наука и техника

Александр Чуприян: «Мы - в одной лодке»

Вот и еще один салон «Комплексная безопасность» завершился, и мы - его организаторы - облегченно выдохнули: все прошло без сбоев, все прошло, как было запланировано. Это только, может, отдельным посетителям кажется, что это все состоялось быстро: позавчера заехали, вчера развернули экспозиции, сегодня приветливо распахнули двери. А для нас это - определенный итог работы целого года. Это определенный отчет министерства. Потому что выставка - это срез. Срез того, что делается в министерстве. А в министерстве, глядя на эту выставку, делается многое. И даже не все уже вмещается и на этих площадях.

Правда, это только лишь одна грань работы МЧС. Разработать новое оборудование, продемонстрировать новую технологию все-таки намного проще, чем научить людей, население культуре безопасности, или, по крайней мере, приподнять этот уровень культуры безопасности. Это целый комплекс своеобразной общественной терапии. Начинать проведение которого необходимо с самого малого детства. Это забота не только нашего ведомства, это забота государства, забота всего общества.

В этом нам очень помогают общественные организации. Кстати, на выставке была представлена деятельность общественных организаций, которые  занимаются, в том числе подрастающим поколением. Например, Российский союз спасателей, «Женщины за безопасность» или Федерация пожарно-прикладного спорта. Поверьте, все детишки, которые занимаются прикладным пожарным спортом, они, как бы уже «опожаренные», в отличие от большинства взрослых. То есть эти ребята не растеряются в сложной ситуации и даже очень многим взрослым сто очков вперед дадут. 

 Но, безусловно, сосредоточив на этой проблеме внимание даже всех общественных организаций страны, мгновенного понимания важности задачи - сохранение здоровья и жизни граждан - будем реалистами, у общества не произойдет. Нужно пропитать духом культуры безопасности не одно поколение.

Одно из направлений решения этой глобальной задачи - всемерное развитие добровольчества. Поэтому мы не случайно на выставке представили технику, оборудование как принципиально новое, так и приспособленное, переделанное, упрощенное. В принципе, как говорится, под любой кошелек. Разработали боевую одежду - тоже от дешевой до среднего класса.

 Одним словом, рынок и министерство готовы к тому, чтобы добровольцы у нас уже появились. Сейчас эту инициативу должны подхватить муниципальные и региональные органы власти. Мы все учли уроки прошлого жаркого лета. И сейчас нам уже не надо уговаривать кого-то. Сейчас в регионах нас слушают. По крайней мере, не отворачиваются и не рассчитывают на наше русское «авось». На всех уровнях власти в стране появилось понимание, что добровольчество - необходимость, что оно просто должно быть. Что одной федеральной структурой, пусть даже такой дееспособной, как наша, невозможно закрыть проблему безопасности: пожарной, от техногенных чрезвычайных ситуаций, безопасности на воде, в горах и так далее. Это по определению невозможно. Экономика такое министерство не прокормит. А вот создать условия, чтобы общество пропиталось потребностью заниматься воспитанием культуры безопасности, чтобы развивались волонтерство и добровольчество, чтобы сами члены общества стали более активными - вот это чрезвычайно важная работа. И мы ее сейчас делаем. Уверен, в ближайшие годы у нас появится мощная миллионная армия добровольцев. По крайней мере, мы так ставим перед собой задачу.

Так что наша выставка - это не только отчет, но и, так сказать, план задач на перспективу. И, конечно же, обмен опытом. Салон «Комплексная безопасность» посетили многие зарубежные делегации. У них за границей, надо сказать, разработано много различных серьезных технологий, которые мы обязаны изучать, если мы не глупцы и не невежды. За рубежом много есть различной техники и оборудования высшего класса. Но я хочу сказать, что это обоюдный процесс, это улица с двусторонним движением. Зарубежным гостям и производителям тоже есть, что перенять у России. У нас есть вещи, которые демонстрировались впервые. Например, нанотехнологии в области тушения - фантастично. Наше оборудование поиска -  шикарные разработки. И они иностранцев очень заинтересовали. Так что на выставки едут для изучения друг друга и  для того, чтобы понять, как кто видит завтрашний день. Мы должны понимать направление, вектор развития. Мы должны видеть чуть-чуть дальше, чем видят все за горизонтом. Тогда мы все время будем опережать. А это чрезвычайно важно. Вообще, это одна из задач любой выставки. Ну и в том числе такой выставки, как салон «Комплексная безопасность». Считаю, что наш салон эту задачу выполнил. 

Государство, общество, средства массовой информации должны понять: что все мы - в одной лодке. Причем в этой лодке можно просто плыть по течению - и ты вроде уже движешься. Но если мы все при этом еще начнем и налегать на весла, то скорости наши, согласитесь, будут совершенно другими.

Мастерство педагога ОБЖ - залог безопасности будущих поколений

В Хабаровском крае прошел краевой конкурс профессионального мастерства «Учитель года Хабаровского края - 2011». Ставший уже традиционным, конкурс проводится в крае в течение 21 года. Впервые в этом году в конкурс введена новая номинация - «Лучший учитель Основ безопасности жизнедеятельности года».

 Необходимость и значимость этого предмета продиктовала сама жизнь. Жизнь и здоровье - самое ценное, что есть у человека. Задача педагога ОБЖ - научить ребят беречь эти ценности, чтобы быть полноценным гражданином своего Отечества, покорять космос, управлять государством, поднимать экономику, учить, лечить, любить, рожать здоровых детей, быть просто счастливым.

Восемь лучших педагогов ОБЖ из городов Хабаровска, Комсомольска-на-Амуре, района им. Лазо, Бикинского, Комсомольского, Верхнебуреинского муниципальных районов Хабаровского края встретились в полуфинале конкурса, чтобы сразиться за звание «лучшего». Все они прошли испытания на муниципальном уровне и состязались за право выхода в суперфинал, где и определился победитель в общей номинации «Лучший учитель года».

Испытания начались с творческих презентаций опыта работы. Конкурсанты рассказали о новаторстве в преподавании столь необходимого предмета, о его роли и месте в жизни ребенка, поделились результатами поисков новых форм и методов преподавания и проведения внеклассных мероприятий. Встречи с ветеранами войн, пожарной охраны, гражданской обороны, создание военно-патриотических клубов, агитбригад, спортивных секций и тематических кружков прочно вошли в работу практически каждого конкурсанта.

Номинация «Лучший учитель основ безопасности жизнедеятельности года» имела свою особую изюминку. Для того чтобы в полном объеме освоить правила выживания в нашем многогранном мире, одной теории недостаточно. Главное научить ребят практически применять полученные знания - например, уметь обращаться с огнетушителем, оказывать первую медицинскую помощь, уметь пользоваться индивидуальными средствами защиты, правильно действовать в случае техногенных и природных катастроф, уметь выжить в природной среде, оставшись с ней один на один. Кто, как не педагог ОБЖ, научит всему этому ребят? Поэтому отличительной чертой новой номинации стал практический тур, на котором конкурсантам было предложено наложить повязку при черепно-мозговой травме, завязать как можно больше за одну минуту узлов, решить ситуационную задачу при возникновении пожара на территории учебного заведения. Надо заметить, что задания для участников конкурса не были известны заранее. Тем не менее это их не смутило, наоборот, подстегнуло в стремлении к победе. Отличные навыки пользования огнетушителем продемонстрировал преподаватель ОБЖ МОУ СОШ № 44 города Хабаровска Игорь Викторович Борисевич. И это неудивительно: уже несколько лет воспитанники Игоря Викторовича принимают активное участие в городских и краевых соревнованиях среди дружин юных пожарных по пожарно-прикладному спорту.

Жюри конкурса, в состав которого вошли специалисты Дальневосточного государственного гуманитарного университета, сотрудники Главного управления МЧС России по Хабаровскому краю, представители КГУ «Управление по делам ГО ЧС и ПБ Хабаровского края», отметили высокий уровень презентационных работ и хорошую практическую подготовку конкурсантов.

Одним из этапов конкурса стали открытые уроки, где учителя ОБЖ имели возможность продемонстрировать свое педагогическое мастерство. Уроки проводились в классах, с которыми конкурсанты встретились впервые. Уровень подготовки ребят им не был известен. Тем не менее все конкурсанты смогли найти общий язык с учащимися и донести до них необходимые знания.

Высокую оценку жюри получил урок преподавателя ОБЖ из села Хурба Комсомольского муниципального района Сергей Александрович Супонин. Тема здоровьесбережения красной линией проходит через всю его педагогическую деятельность. Вредные привычки, их пагубное влияние на здоровье и образ жизни человека определили тему открытого урока. Используя разнообразные приемы и методы подачи материала, педагог сумел убедить старшеклассников в том, что курение, употребление алкоголя и наркотиков несовместимы с полноценным развитием личности. Для определения достижения цели урока, Сергей Александрович провел тайное голосование «Я выбираю здоровый образ жизни». Для этого все ребята получили по два жетона - красный и зеленый. Кто выбрал жизнь без пагубных привычек - бросал в урну зеленый жетон, кого урок не убедил в этом - бросали красный. Здесь же была вскрыта урна, результат и определил оценку педагогу. Из 20 жетонов лишь два оказались красного цвета. Это говорит о доверии между педагогом и учениками, возникшем буквально за один урок, и дает повод развиваться преподавателю дальше, находить новые подходы к решению данной проблемы, добиваясь стопроцентного результата.

Особым чувством патриотизма и гордости за славные подвиги наших предков и современников был пронизан урок Владимира Анатольевича Огнева, преподавателя ОБЖ «Профессионального училища № 30» г. Хабаровска. Рассказ об орденах и медалях на примере людей, которые, казалось бы, не имеют к геройству никакого отношения, помог ребятам совершенно по-другому взглянуть на известных актеров, исторических деятелей, узнать о людях, которые известны лишь по названиям улиц. Воспитание патриотизма и уважения к государственным наградам легли в основу урока.

Одной из задач курса ОБЖ является подготовка молодых ребят к службе в рядах Вооруженных сил. Недаром офицеры, уволенные в запас, с желанием идут в школу передавать полученный за время службы опыт. Преподаватель ОБЖ МОУ СОШ села Лончаково Бикинского муниципального района Владимир Федорович Ерл, преподаватель ОБЖ МОУ СОШ № 2 поселка Переяславка района имени Лазо Дмитрий Алексеевич Кривенышев, преподаватель ОБЖ МОУ лицей № 1 г. Комсомольска-на-Амуре Михаил Юрьевич Урманов в основу преподавания заложили такие понятия, как патриотизм, любовь к Отечеству, честь и достоинство. Познав на личном опыте все грани военной службы, они стали для мальчишек и девчонок примером, достойным подражания.

Еще одной отличительной чертой номинации «Лучший учитель основ безопасности жизнедеятельности года» является доминирующее число конкурсантов-мужчин, что сейчас так необходимо современной школе. Тем не менее не отставали в мастерстве преподавания курса ОБЖ и женщины. Педагог МОУ СОШ № 12 г. Хабаровска Елена Евгеньевна Мокрицкая и учитель ОБЖ и физической культуры МОУ СОШ № 10 поселка Чегдомын Ирина Владимировна Фоменко учат ребят не просто правилам поведения в неординарных ситуациях, но, главное, воспитывают культуру безопасности жизнедеятельности, делая ее неотъемлемой частью складывающегося с детства образа жизни.

Каждый педагог - это яркая личность, которая проявляется на каждом уроке, окрашивая его в свой неповторимый колорит, накладывая на него индивидуальность характера, позволяя ученикам быть соавторами либо оппонентами своих идей. мИз восьми участников по результатам трех испытаний в финал вышли трое - Сергей Александрович Супонин - педагог-организатор ОБЖ из села Хурба Комсомольского муниципального района, Игорь Викторович Борисевич - преподаватель ОБЖ МОУ СОШ № 44 города Хабаровска и Михаил Юрьевич Урманов- преподаватель-организатор ОБЖ МОУ лицей № 1 города Комсомольска-на-Амуре.

Финал проводился в форме мастер-класса и открытой дискуссии по общественно значимой проблеме. Наиболее убедительным в своих суждениях оказался Супонин Сергей Александрович. Его и определило жюри победителем номинации «Лучший учитель основ безопасности жизнедеятельности года» и предоставило право в суперфинале участвовать в круглом столе с заместителем председателя правительства края - министром образования и науки Хабаровского края Андреем Александровичем Базилевским.

Организаторами номинационного конкурса «Лучший учитель основ безопасности жизнедеятельности года» выступили Министерство образования и науки Хабаровского края, Главное управление МЧС России по Хабаровскому краю и краевое государственное учреждение «Управление по делам ГОЧС и ПБ Хабаровского края». Активное участие в подготовке и проведении конкурса приняло Хабаровское краевое отделение Всероссийского добровольного пожарного общества.

И организаторы, и участники, анализируя итоги конкурса, пришли к единому мнению о необходимости его дальнейшего развития. Для педагогов - это хорошая возможность поделиться накопленным опытом, представить предмет в его многогранном видении, поднять престиж и значимость основ безопасности жизнедеятельности. Можно быть отличным математиком, филологом, другим специалистом, но, не зная элементарных правил поведения при чрезвычайных ситуациях, не выжить. Предмет ОБЖ призван сделать жизнь каждого человека безопасной.

Елена Еременко, начальник пресс-службы ГУ МЧС России по Хабаровскому краю

 

Ключевые слова: Журналист, Конкурсы

Сергей Шойгу: «Наша сфера сотрудничества хороша тем, что мы вне политики и национальности»

20 мая в рамках Международного салона «Комплексная безопасность» прошли учения на полигоне в г. Ногинске. На них были представлены совместные действия специальных подразделений МЧС, МВД и ФСБ России

 

Учения прошли в условиях, приближенных к реальным, все учебные точки подобраны тщательным образом.

По замыслу учений - к отработке приняты самые сложные условия, а именно условные чрезвычайные ситуации произошли в производственной зоне, на химически опасном объекте, в импровизированном здании железнодорожного вокзала с подъездными путями и водоемом, в зоне хранилища и резервуаров с нефтепродуктами, а также в местах по отработке вопросов ликвидации последствий аварий на железнодорожном, воздушном транспорте и спасении людей в горных районах.

После демонстрационных учений МЧС, МВД и ФСБ на полигоне 179-го Спасательного центра в Подмосковье организаторы и почетные гости мероприятий ответили на многочисленные вопросы журналистов.

«После аварии «Фукусима-1» мы вместе с Росатомом разработали робототехнический комплекс, который может доставить в зону бедствия резервные источники электроэнергии, подавать большие объемы воды для охлаждения и заниматься разбором завалов без присутствия человека», - рассказал глава МЧС. Он отметил, что Россия уроки извлекла еще после Чернобыля и 18 лет назад на всех российских АЭС были созданы аварийно-технические центры, которые в случае необходимости готовы ликвидировать последствия возможных аварий.

МВД России будет перенимать у МЧС технологии для обеспечения безопасности, в том числе на объектах транспорта. Об этом сообщил сегодня журналистам глава МВД РФ Рашид Нугралиев, отвечая на вопросы журналистов. Вместе с министром по чрезвычайным ситуациям Сергеем Шойгу и руководителем погранслужбы ФСБ Владимиром Проничевым он наблюдал за демонстрационными учениями сил МЧС, МВД и ФСБ в Подмосковье.

«Сегодня были показаны очень хорошие технологии для безопасности на транспорте - возможности по тушению пожаров и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Они сегодня позволяют как обеспечивать охрану, так и ликвидировать последствия аварий», - сказал Нургалиев. «Мы возьмем на вооружение те технологии, которые есть сегодня у МЧС. Они касаются вопросов сохранения жизни», - отметил он. Нургалиев пояснил, что сегодня «прослеживается комплексность в техническом перевооружении образцов техники». «На вооружение подразделений органов внутренних дел мы можем взять модули по дезинфекции и обработки воды в полевых условиях. Мы также посмотрели технологии модульного возведения домов в труднодоступных местах», - сказал глава МВД.

МЧС России помогает своим зарубежным партнерам в создании антикризисных центров в их странах. Об этом сообщил журналистам глава МЧС России Сергей Шойгу после демонстрационных учений МЧС, МВД и ФСБ на полигоне 179-го Спасательного центра в Подмосковье. «Принято решение о создании антикризисного центра, аналогичного Национальному центру управления в кризисных ситуациях МЧС, в Никарагуа. Вместе с никарагуанскими властями мы также будем создавать центр по разминированию в этом регионе», - рассказал Шойгу.

Кроме того, переговоры о создании антикризисного центра с МЧС России ведет и делегация Кувейта, добавил он. По словам российского министра, Италия, Франция и Германия заинтересованы участвовать в создании Центра гуманитарного реагирования на Балканах, над которым работают Россия совместно с Сербией.

«Наша сфера сотрудничества хороша тем, что мы вне политики и национальности», - подчеркнул Шойгу. За учениями, которые проводились в рамках Международного салона «Комплексная безопасность», наблюдали делегации из многих стран, некоторые из которых проявляют интерес к российским технологиям спасения людей. Как отметила еврокомиссар по вопросам международного сотрудничества, гуманитарной помощи и кризисного реагирования Кристалина Георгиева, также наблюдавшая за ходом учений, «интенсивность природных бедствий за 10 лет возросла в 7-10 раз, в прошлом году их было 90». «Поэтому нам всем надо укреплять сотрудничество», - сказала она.

В рамках учений были воспроизведены различные чрезвычайные ситуации - катастрофы и взрывы в производственной зоне, на химически опасном объекте, в импровизированном здании железнодорожного вокзала, в резервуарах с нефтепродуктами и даже захват заложников. Также на учениях были продемонстрированы дистанционно-пилотируемый летательный аппарат вертолетного типа, информация с которого передается на пункт управления, новый универсальный насосно-рукавный автомобиль и пожарно-насосная станция, машины с дистанционным управлением, которые позволяют проводить все технологические операции без присутствия человека. А для освобождения заложников, захваченных террористами, штурмовой группе МВД пришлось десантироваться на крышу здания с вертолета Ка-226. На учениях в большом количестве была представлена авиация МЧС, которая тушила пожары, десантировала спасателей и эвакуировала условных пострадавших - это вертолеты Ка-226, Ми-8, самолеты Ил-76, Ан-3 и Бе-200.

Кроме того, на учениях продемонстрировали и работу робота пожарного класса «Ель-10», который прошлым летом тушил пожары в районе ядерного центра в Сарове и Снежинске. По словам главы МЧС, «порядка 54 процентов образцов, демонстрируемых на салонах «Комплексная безопасность», одобряется, испытывается и ставится на вооружение МЧС России».

 

Ключевые слова: Руководитель, Учения

Юрий Воробьев: «Три фундамента, три опоры нашей безопасности»

 

- Юрий Леонидович, вы, как один из основателей МЧС, как никто другой, знаете, какой огромный путь был пройден за годы, прошедшие после основания российского чрезвычайного ведомства. И вот сегодня, посмотрев экспозицию выставки-салона, как оцениваете ее технический уровень?

 

- Великолепная экспозиция. По моим наблюдениям, выставка растет с каждым годом. Появляются новые средства спасения и защиты, которые позволяют решать новые, все более сложные задачи. Повышается технологический уровень представляемых экспонатов, применяются все более современные материалы, фантастически растет интеллектуальная оснащенность средств спасения. Выставка прогрессирует, и это очень приятно.

Что касается уникальности выставки, то я хотел бы отметить, что она является как бы фундаментом, платформой всей технической оснащенности российской службы спасения. В свое время, когда мы начинали строить МЧС, у нас не было ничего. Кроме, может, каких-то вещей, которые или делали кустарно сами спасатели, или вещей, которые мы заимствовали за рубежом. Поэтому принципиально важно, я считаю, необходимо отметить, что за прошедшие годы была по существу создана новая отрасль. Отрасль, которая выпускает средства спасения. Причем средства спасения - это общее название. Мы теперь имеем и средства защиты, и экипировку, и транспортные средства, и авиационные средства, и космические средства, и средства обработки информации, и средства, связанные с подачей необходимых сигналов. Приборы, технологии, огромное количество разнообразной продукции, которая сегодня стоит на вооружении самой современной и эффективно развивающейся службы России.

Напомню, еще 20 лет назад ничего этого не было. И поэтому выставка была нужна для того, чтобы, во-первых, привести сюда иностранцев, во-вторых, показать нашим производителям и нашим разработчикам, что нужно делать и как нужно делать. Если в первые годы существования МЧС, мы были вынуждены покупать по некоторым позициям 100% импортного оборудования, например, тот же спасательный инструмент или спасательные машины, то сегодня мы можем полностью укомплектоваться лучшим в мире инструментом, но уже российских производителей.

Вот что нам дала эта выставка. И, конечно же, в нее нужно вкладывать все новые смыслы. Нельзя просто лишь демонстрировать. Нужно формировать здесь конкурентную среду. Нужно задавать технические приоритеты, нужно подсказывать производителям и разработчикам, в чем мы нуждаемся, в чем будем нуждаться завтра - пусть они думают на перспективу.

Я, например, предлагаю организовать как бы продолжение выставки - салон средств транспорта, которые работают в условиях осень-зима-весна. То есть, когда водные поверхности имеют как водную гладь, так и лед, торосы. Вообще, в таких условиях может работать только одно транспортное средство - это суда на воздушной подушке, СВП, как мы их называем. Мы сегодня, к сожалению, плохо развиваемся в этом направлении. Хотя Россия, а раньше и Советский Союз, были здесь пионерами. Предлагаю создать и провести в следующем году подобный салон на базе Вытегорского учебно-научного центра. Показать все, что есть у нас. Пригласить зарубежных производителей и сформулировать перед ними требования: а что бы мы хотели получить. По оснащению, по качеству, по надежности, по управляемости этих средств. Потому что очень много проблем у сегодняшних СВП. Они плохо управляемы, у них плохая навигация, они ненадежны. Нам нужно, чтобы это техническое средство развивалось.

Это один, конечно, из примеров. Но все это может выходить отсюда. То есть эти идеи должны здесь возникать. А еще раньше мы даже закладывали специальные средства в бюджете МЧС, чтобы именно здесь, на выставке, закупить образцы техники, которые были признаны лучшими научно-техническим советом или группой, которая была создана для анализа таких выставок. Поэтому всегда после таких выставок обычно проводили научную конференцию...

 

- Но теперь есть Объединенная редакция МЧС-Медиа, и мы можем подумать над проведением вот таких конференций по итогам салона.

 

- Вообще, информационная политика в деятельности МЧС занимает одно из приоритетных, ключевых мест. Потому что здесь есть свои технологии, здесь есть своя специфика, своя особенность. СМИ, работающие в зоне бедствия, должны работать по-иному. Они должны по-другому излагать события. В связи с учетом дополнительных задач, которые СМИ должны уметь решать в чрезвычайной ситуации.

 

- Юрий Леонидович, раз мы заговорили об информационной составляющей, сформулируйте, пожалуйста, что для вас означает «культ безопасности», как вы понимаете это словосочетание?

 

- Наша безопасность имеет как бы три фундамента, три опоры. Первая опора - это государство. Государство для этого и призвано - обеспечивать безопасность своих граждан. И очень многие функции в области безопасности государство берет на себя.

Вторая опора нашей безопасности - это мы сами. Мы должны знать, как себя вести в сложных жизненных ситуациях, уметь оказать первичную медицинскую помощь себе и другому человеку. Если мы этого не умеем, то мы обязательно попадем в чрезвычайную ситуацию. Мы можем потерять своих близких, если не сможем оказать им своевременную помощь. Поэтому культура безопасности и даже культ безопасности - это особая сфера, особая среда. И она требует особых подходов. Мы в свое время выступили с предложением в системе образования создать дисциплину - «Безопасность жизнедеятельности», которая сегодня преподается в школах, в вузах. Мы написали учебники. Мы готовили первых преподавателей. Потому что стране нужно было 60 тысяч профессиональных преподавателей по этой дисциплине. Своих людей направляли.

Общество дозрело, что без знаний основ безопасности, как без знания математики, русского языка, человек в современном мире существовать не может. Не может! И все современные развитые страны на очень высоком уровне сегодня поддерживают культуру безопасности. Помните, откуда у нас 911 стало популярно? В фильмах американских показывали. Самая престижная профессия во многих странах - пожарный или спасатель. И эта пропаганда, она ведется на всех уровнях: на государственном, на общественном, на профессиональном. Поэтому нам нужно сегодня сделать так, чтобы ОБЖ было насыщено современными преподавателями, людьми, то есть теми, кто бы эту дисциплину реально преподавал.

Кстати, сюда я из Питера приехал. Институт Лесгафта, наш известный физкультурный институт, разработал программу подготовки школьников разного возраста в рамках ОБЖ. То есть разные возрастные группы обязательно выполняют разные упражнения. За это им дается значок - одного класса, другого класса, третьего, и, наконец, он получает значок «Юный спасатель». Подросток при этом уже физически развит, он получает не только теоретические знания на уроках, но и практические знания, например, на уроках физкультуры, там можно как-то развивать это движение. Я предложил: давайте в Вологодской области или в Северо-Западном регионе попробуем провести эксперимент с этими разработками.

Понимаете, общество у нас уже становится более подготовленным к восприятию этой важной культурной среды. А именно - культуры безопасности. То есть этих сегментов нашей общей культуры. В России вопросы культуры, культа безопасности все больше и больше находят себе место.

Итак, повторюсь, вторая опора культуры безопасности - это человек. Это самое главное. Потому что, не зная ничего, человек даже государственной помощью не сможет воспользоваться.

А вот третья опора - это рыночная среда. То есть мы должны иметь возможность получить на рынке услуг и товаров все, что необходимо для обеспечения нашей с вами безопасности. Мы на рынке должны получить и услугу в виде, допустим, информации, в виде карты какой-то, в виде проводника, наконец. И должны получить товар - в виде одежды, прибора, устройства. То есть рыночная система должна предлагать в нашей отрасли все более широкий спектр товаров и услуг.

Кстати, Российский союз спасателей как общественная организация в свое время и был создан для того, чтобы максимально содействовать развитию рыночной среды, или как мы тогда называли - сервиса безопасности. Вот здесь, на выставке, демонстрируют свою продукцию - различные товары и услуги - именно представители сервиса безопасности. Поэтому правильно называли - «Культ». С одной стороны, культура, а с другой стороны, культ, поклонение обеспечению безопасности, безопасности своей и своего ближнего.

 

- Еще один очень важный вопрос, актуальный в связи с приближением лета. 21 мая вступил в силу закон «О добровольной пожарной охране». Как вы оцениваете этот закон и вообще важность формирования добровольной пожарной охраны в нашей стране?

 

- Роль добровольной и волонтерской деятельности чрезвычайно высока. Но пока эта сфера у нас очень плохо развита. Сегодня многие люди могли бы на добровольной основе участвовать в ведении спасательных работ или каких-то профилактических работ, в волонтерском движении. Но для этого не создано достаточных условий. Я рассчитывал, что закон создаст такие условия. Для всех: и для тех, кто будет действовать в области пожаротушения, и для тех, кто будет действовать в области спасения людей, в оказании помощи на воде. Этот закон - первая ласточка. Он дает возможность действовать пока только в сфере пожарной безопасности. Появляется возможность привлечь большее количество людей на добровольной основе для профилактики и тушения пожаров. Но мне кажется, что закон будет требовать дальнейшей доработки. Жизнь этого потребует. Надо дать этому закону разгон.

Мы сейчас были у стенда Россоюзспаса. Я им говорю про волонтерство, говорю, с чего нужно начать. Ну, для начала нужно сделать всероссийский регистр - хотя бы. Мы должны знать, сколько у нас волонтеров, кто они и как они подготовлены. И продумать минимальную программу их подготовки и переподготовки. Нужно выделить какие-то категории волонтеров, более-менее готовых к той или иной специфике, например. Нужно знать, где они находятся, на какой территории сколько их. И работать с волонтерами. Придумать для них различные поощрения, специальную информационную политику проводить с ними. Это очень важно.

Вообще, я считаю, что эту тему в нашей информационной работе нужно выделить особо. Если мы информационно не поддержим это движение, то оно никогда не состоится. Потому что волонтерство и добровольчество - оно как бы опирается на информационную среду. Позыв бескорыстно служить обществу должен быть востребован в обществе. О человеке, добровольно участвующем в спасательных операциях и постоянно готовящем себя к этому, обязательно должны знать окружающие: соседи, сослуживцы, семья. Это должно стать предметом гордости. Огромный стимул заложен в информационном моменте: основа волонтерства и добровольчества - информационная поддержка. Человека нужно показывать, хвалить, демонстрировать его благие намерения.

Когда мы создавали службу спасения на воде, пристально изучали работу английских коллег. Потому что англичане - самые древние, самые опытные мореходы. Помню, разговорился с одним из таких добровольных спасателей, он оказался полицейским. То есть спасателем он работал в свободное время. «Слушай, вот почему ты вдруг работаешь еще и спасателем? У тебя же непростая служба - поддерживать правопорядок. Ты же мог отдохнуть в это время». - «Как, - говорит, - почему? А у меня друг, ему нравится гольф. И он все свободное время тратит на гольф. А мне нравится спасать людей. А потом, - говорит, что очень важно и престижно, - все соседи знают, что я спасатель, а не только полицейский». Понимаете? К нему окружающие по-другому относятся. Поэтому добровольчество и волонтерство требуют такой серьезной общественной поддержки. А общественная поддержка - это, прежде всего, информационная среда. Вообще, о добровольчестве и волонтерстве надо много говорить, и тогда этот процесс начнет двигаться. Вот такая это среда. Я вас могу убедить, и вы, не исключено, пойдете добровольцем. А если я не буду с вами говорить, то вы точно не станете добровольцем. То, что в МЧС создана Объединенная редакция, что появляется телевидение МЧС, это было моей мечтой.

 

- У Дмитрия Лихачева был цикл «Уроки нравственности», детским домам распространял. Вот сейчас будут «Уроки безопасности»...

 

- И нравственности тоже. Потому что вопросы нравственности и безопасности стоят рядом. Никак по-другому. Сегодня это главная проблема нашей цивилизации. Нашей страны-то уж точно. Поэтому мы с вами могли бы и уроки нравственности здесь вполне подавать. Потому что это составляющая культуры безопасности. Никто не пойдет рисковать своей жизнью ради другого человека, если он безнравственен. Один раз можно эмоционально среагировать и спасти. А рисковать своей жизнью ради спасения других и раз, и два, и три, и десять раз, сделать это смыслом своей жизни может только высоконравственный человек. Конечно, при этом он всегда думает, что он не одинок в обществе, что когда-то помощь может потребоваться и ему. Так в обществе формируется определенная атмосфера, культурный порядок.

И это фантастически важно!

Ключевые слова: Профилактика, Руководитель

«Стрелецкие» системы

Новые разработки обезопасят работу пожарных и спасателей

17 мая 2011 г. после торжественного открытия Международного салона «Комплексная безопасность» глава МЧС России Сергей Шойгу, министр внутренних дел Рашид Нургалиев и заместитель председателя Правительства РФ Сергей Иванов ознакомились на стенде предприятия-разработчика с комплексной системой мониторинга, оповещения о ЧС, сигнализации и спасения пожарных «Стрелец-Мониторинг».

Показ проводил генеральный директор компании «Аргус-Спектр» Сергей Левчук. Он рассказал, что система была разработана по заказу МЧС России и принята на вооружение в конце 2009 года. В этом году в комплексную систему «Стрелец-Мониторинг» вошел ряд новых элементов, в частности, комплекс «Маяк Спасателя» и технология оповещения людей на объектах о ЧС по специально выделенным каналам связи «СМС-МЧС».

«Маяк Спасателя» - это радиоустройство, которое крепится на костюм спасателя. При этом сигнал «Тревога» и номер спасателя передаются по радиоканалу в штаб пожаротушения, а само устройство включает сверхъяркие вспышки и попеременно - мощную сирену и так называемый «белый звук». Технология «белый звук» была специально разработана для эвакуации экипажей военных кораблей и позволяет определить направление поиска человека при нулевой видимости.

Комплекс «Маяк Спасателя» представляет собой персональное радиоустройство, которое крепится к костюму спасателя. Если спасатель неподвижен в течение более чем 30 секунд, сигнал «Тревога» и его личный номер передаются по радиоканалу в штаб пожаротушения, а само персональное устройство включает сверхъяркие световые вспышки и попеременно - мощную сирену и так называемый «белый звук». Технология «белый звук» была специально разработана для эвакуации экипажей военных кораблей и позволяет определить направление поиска человека при нулевой видимости. Если имеются данные о риске обрушения объекта, можно экстренно отозвать спасателей путем оповещения «Всем выход!».

Еще одним новым элементом системы стала трансляция сигналов оповещения МЧС на объекты - «СМС-МЧС», которая производится по выделенным специально для МЧС радиочастотам и, следовательно, не зависит от работы операторов сотовой связи. Короткое (до 60 символов) сообщение, набранное на пульте МЧС, доводится до выбранных или до всех объектов в течение нескольких минут. Система «Стрелец-Мониторинг» преобразует сообщение «СМС-МЧС» в голосовое сообщение для трансляции через динамики системы оповещения, которая есть на каждом объекте, или текстовое сообщение для трансляции с помощью «бегущей строки».

Глава МЧС отметил, что системой безопасности «Стрелец-Мониторинг» уже оборудовано 25 тысяч объектов и что система спасает от лжесообщений о пожаре, в том числе «когда школьники звонят перед важной контрольной и сообщают о пожаре в школе».

Высокие гости сошлись во мнении, что подобные разработки позволят обеспечивать безопасность наших граждан в разных средах обитания.