№4

Комполка огнеборцев 50 лет в строю

 

С тех пор как при князе Юрии Долгоруком возник на Руси град Москва, он сгорал дотла много раз. И от татарских набегов, и от собственной безалаберности, и от гроз, и аномальной жары, кои на Святой Руси всегда считались Божьей карой за грехи. И потому издревле посылали русичи в пожарные дружины самых надежных, самых верных и самых смелых людей, ратников, всегда готовых по зову Спасителя бесстрашно вступить в борьбу с огненным Армагеддоном. Ровно 450 лет тому назад 17 июля 1560 года во время страшного пожара стольного града России - Москвы дружину огнеборцев возглавил сам великий государь Иван Васильевич Грозный, который, по свидетельству Никоновской летописи, в этот день «...великий подвиг учинил...».

Этот очерк об одном из бесстрашных огнеборцев России - полковнике Никитенко Владимире Ясоновиче, более 30 лет жизни отдавшего жертвенной службе по защите столицы великого народа от огненной стихии. В его жизни как в капле воды, отразились лучшие черты десятков поколений русских пожарных ратников.

 

Наставники

Владимир Ясонович Никитенко более 30 лет жизни защищал столицу нашей Родины от огненной стихии. В Москву молодой офицер прибыл после окончания Харьковского пожарно-технического училища в 1967 году и был направлен для прохождения службы в пожарный гарнизон. Его первыми наставниками, командирами оказались люди незаурядные: первый командир полка в/ч 5103 - Герой Советского Союза полковник Сергей Игнатьевич Постевой и полковник Владимир Гаврилович Ракитянский.

Именно Ракитянский уже через год службы назначил Владимира на очень высокую по тем временам должность - оперативного дежурного по 5-му отряду УПО ОВПО. Первые наставники молодого офицера оставили неизгладимый след в его душе. Он на протяжении всей жизни помнит их заповеди. Первая из них - подчиненный должен брать пример со своего командира, копировать его действия. Потому что в настоящей боевой обстановке порой невозможно разложить все по полочкам, и вот тогда командир своими действиями как бы направляет подчиненных. Командир не имеет права быть трусом, не имеет права не знать, как поступить в критической ситуации. Если офицер не находит в себе таких качеств, он не может и не должен быть командиром.

Второй закон офицера-огнеборца: идти в бой рядом с подчиненными, солдатами и сержантами, особенно в минуты опасности. Чтобы уберечь их, спасти (если иного выхода нет - ценой собственной жизни).

И, наконец, третья заповедь: все помыслы и поступки командира должны быть подчинены основной задаче - найти пути спасения попавших в огненную ловушку людей.

 

Выученные уроки

Никитенко прекрасно усвоил уроки своих учителей. В1970 году произошел крупный пожар в одной из воинских частей Московской области. Командование Управления пожарной охраны Москвы направило туда руководителем пожаротушения лейтенанта В.

Завещание вековой давности

Э.Э. Лунд единственный начальник городских пожарных частей, кому пришлось возглавлять пожарные команды в наиболее крупных городах империи, какими были в то время: Одесса (руководил в 1898-1905), Москва (1905-1906) и Варшава (1910-1915).

Подобных примеров пожарной охраны Россия не знала. Но не только это предопределило особое положение Э.Э. Лунда в общей иерархии выдающихся и известных деятелей дореволюционной России.

 

Брандмайор Лунд был инициатором или же был причастен к большинству значимых событий, давших новый импульс в развитии пожарного дела в России. Участвовал в работе всех Пожарных съездов русских деятелей пожарного и страхового дела, начиная с Первого (1892, С.-Петербург) и ряда Международных пожарных съездов и конгрессов (Первого в 1900, Париж).

Э.Э. Лунд единственный из российских специалистов пожарного дела, кто получил приглашение возглавить жюри IV Международного пожарного конгресса (1906, Милан) по оценке пожарных соревнований. Принял участие в работе Первого международного конгресса по подаче первой помощи и спасанию в несчастных случаях (1908, Франкфурт-на-Майне).

Лунд - один из авторов проекта разработки «Школы брандмейстеров» (1896) (с 1906 г. - Курсы пожарных техников) и Общества «Голубого Креста» (1898) (учреждено с целью страхования пожарных). Первым в России создал передовой пожарный ход (1902, Одесса), позволившего прибывать к месту пожара в течение 2,5 мин., а не 10, как было принято большинством передовых городских пожарных команд России и Европы. Лунд является инициатором введения брезентовой спецодежды («боёвки») в пожарные части (1901, Одесса), что позволило резко сократить число больных от ревматизма (профессиональная болезнь пожарных). В 1905 г. ввел в Московской пожарной команде учебную команду часть по подготовке пожарных служителей.

Кроме брандмайора Э.Э. Лунда в истории пожарной охраны России не было примеров массового награждения руководителем своих подчиненных: 210 человек (1906, Московская пожарная команда) и 180 (1912, Варшавская пожарная команда).

В 1906 г. авторитет брандмайора Первопрестольной позволил избежать политических волнений среди пожарных чинов вверенной ему команды (в результате требования пожарных ограничились лишь улучшением их экономического положения).

 Брандмайор Варшавской пожарной команды Э.Э. Лунд и брандмейстер Петр Алексеевич Федотов, являются авторами первого в нашей стране пособия по пожарной тактике (1907, С.-Петербург). Они же - инициаторы проведения первых в России соревнований среди пожарных и первого в мире «немого» пожарного учения (1912, Варшава). В том же году брандмейстер П.А. Федотов получил признательность в ряде европейских стран, став почетным членом пожарных союзов и обществ. Лунд был в числе первых, кто впервые (1892, С.-Петербург) публично заявил о необходимости изменения существующего в тот период законодательства, на основании которого во время при тушении чины полиции имели право отменять распоряжения пожарных руководителей (брандмайора и брандмейстера), таким образом вывести пожарных из подчинения полиции. Данное обстоятельство негативно отражалось на деятельности пожарной охраны. Во время работы VI Международного пожарного конгресса (1912, С.-Петербург) доклад Э.Э. Лунда «О реорганизации пожарного дела в России» был встречен единодушной поддержкой представителями городских пожарных команд и добровольных пожарных обществ и дружин.

Э.Э. Лунд родился 8 (20) марта 1856 года. Из дворян Великого княжества Финляндского. Сын отставного генерала. Надворный советник. Почетный член Люксембургского высшего пожарного общества. Награжден орденами Св. Анны IV и III ст., Св. Станислава II и III ст., Франца Иосифа (Австрия), Почетного легиона (Франция), Святого Александра IV степени и серебряным крестом «За заслуги» (все Болгария), Румынским железным крестом, медалью «За спасение погибавших», «Золотым знаком ИРПО» и др.

Службу в пожарной охране начал в 1891 году, будучи начальником пожарной части (брандмейстером) Варшавской пожарной команды. Один из немногочисленного числа брандмейстеров, кто сумел дорасти до уровня брандмайора, проходя службу в наиболее крупных городах империи.

Авторитет полковника Лунда в среде пожарных деятелей дореволюционной России был непреклонен. Эдуард Эдуардович был очень близок одному из выдающихся деятелей пожарной охраны - Председателю Императорского российского пожарного общества (ИРПО) (1894-1916 и 1916-1917) князю А.Д. Львову. Не случайно Александр Дмитриевич, отзываясь о брандмайоре, говорил, что жизненным девизом Лунда являются слова «Чем тяжелее в службе, тем выше нужно держать голову».

В 1927 году журнал «Пожарное дело» опубликовал заметку «Мой завет молодым пожарным». Мелкий в отличие от основного текста шрифт, не привлекая особого внимания, словно растворялся на общем фоне пожелтевших страниц.

Напечатанный без малого век назад, «Завет», по сути своей, - ЗАВЕЩАНИЕ ВСЕМ ПОКОЛЕНИЯМ РОССИЙСКИХ ОГНЕБОРЦЕВ.

Это было обращение человека, остававшегося до последних мгновений жизни честным душой и преданным этой огненной профессии.

Лишь тот, кто хотя бы раз выезжал с караулом к людям, застигнутым огнем врасплох, кто, рискуя своей жизнью, спасал других, сможет оценить цену каждого слова.

Поистине, как нужно было любить и дорожить своей профессией, чтобы так, словно исповедуясь перед уходом в вечность написать?!

Своим читателям редакция журнала объясняла: «Мы получили статью покойного ныне Э. Лунда от заместителя начальника Одесского управления пожарной охраны Б. Попова при следующем письме: «В конце 1920 г. я получил от Э.Э. Лунда рукопись «Мой завет молодым пожарным», с просьбой напечатать этот «завет» в пожарном журнале после его смерти. Исполняя ныне волю покойного Э.Э. Лунда, посылаю Вам его рукопись для напечатания на страницах журнала»:

«Дорогие друзья-товарищи по пожарной работе!

Когда кому-либо из Вас придется читать эти строки, меня, старика, уже давно не будет в живых. Но мне хотелось бы, чтобы эти строки избавили многих из Вас от тех промахов и ошибок, какие по неведению, делал я, потому что мне не у кого было учиться, пока я не поехал за границу, где нашел доброжелательных учителей и учебники по пожарному делу.

Передаю Вам выношенные мною мысли и убеждения по пожарной работе:

1. Если ты не любишь бесконечно до самоотвержения пожарного дела, перестань в нем работать. Ты не только не станешь хорошим пожарным, но будешь мешать и другим и дискредитировать самое хорошее, чистое и возвышенное дело - поищи другую работу.

2. Помни, что цель пожарного - помочь тем, кто сделался жертвой пожара.

3. Не рискуй своей жизнью без крайней необходимости, но беспрекословно жертвуй собой и увлекай за собой товарищей, когда надо спасать чужую жизнь.

4. Никогда на пожаре не посылай пожарных-товарищей в такое место, куда сам пройти не можешь, и ты заслужишь их уважение и быстрое беспрекословное повиновение, даже в виду смертельной опасности.

5. В начале пожара сделай над собой величайшее усилие, чтобы быть невозмутимо хладнокровным. Отдай себе отчет в том, что горит, где и как горит, и только тогда ясно укажи каждому его задачу при тушении. В поставленной своему подчиненному задаче предоставь ему инициативу и свободу действий. Не приказывай подчиненному, помимо его прямого начальника... Это роняет его авторитет.

6. Без экстренной, нетерпящей отлагательства надобности не делай выговоров и замечаний при посторонней публике; тем усерднее ошибки надо исправлять дома, среди пожарной семьи, как на учении, так и в собраниях.

7. При работе на пожаре должны быть забыты все личные счеты как у пожарных между собой, так и между пожарными и погорельцами.

8. Часто на пожаре первый прибывший начальник не вызывает других частей из желания справиться и со значительным пожаром своей частью из ложного самолюбия и профессиональной гордости. Надо при этом твердо помнить, что лучше иметь на пожаре лишнюю часть, чем распустить пожар, не справившись с ним. Дело иногда может кончиться и катастрофой.

9. Погорельцы часто до того теряются на пожаре, что забывают даже детей в огне, не говоря уже о ценностях. Пожарный должен напомнить об этом, задавая им соответствующие вопросы.

10. На учении следует учить только тому, что необходимо делать на пожаре и только так, как это делается действительно на пожаре, не вводя никаких фокусов и не налегая на показную сторону дела, ничего не упуская и ничего не увеличивая. Венец пожарного ученья и лучшее средство добиться полного внимания к преподаваемому, полного понимания между командным составом и пожарными и абсолютной тишины при работе - это немое учение.

11. На учении объясняй каждому, что от его неумелого или медленного исполнения порученного ему на пожаре дела может зависеть жизнь и здоровье погорельцев и пусть он вообразит при этом, что погорельцы - его мать, сестра или ребенок... Внушай, что мелочей в пожарном деле не существует и плохое исполнение самой на вид мелкой части своих обязанностей может иметь последствием задержку подачи помощи людям, которым угрожает огонь.

12. Пожарная работа на три четверти работа физическая, и, как всякая физическая работа, может быть доведена до желаемого совершенства лишь частыми и умелыми упражнениями. Руководителю этих упражнений следует развивать в пожарных спортивное стремление к усовершенствованию каждого движения и чувство корпоративной гордости при выполнении приемов с пожарными снарядами, приспособлениями и машинами.

13. Каждый пожарный должен отлично уметь пользоваться всеми снарядами в команде, кроме штурмовых лестниц и управления паровой машиной и механизмами автомобиля и моторных труб. Штурмовки требуют особого навыка, силы и ловкости, а механизмы - технического образования.

14. Командному составу следует всеми мерами развивать среди пожарных дух товарищества и взаимной выручки, как в опасности, так и в работе, внося в это дело полное самопожертвование. Всегдашним девизом пожарного должно быть: один за всех и все за одного.

15. Будь неумолимо строг к себе и снисходителен к слабостям подчиненных и товарищей. Помни, что совершенных людей на свете нет, и не ошибается лишь тот, кто ничего не делает. Но снисходительностью не смей нарушать исполнения пожарного долга.

16. Никогда не упускай случая похвалить за хорошее выполнение своего долга и подчеркнуть хороший поступок своего товарища.

17. Всеми силами и средствами поддерживай и развивай у каждого подчиненного и товарища-пожарного - сознательность, любовь к делу и человеческое достоинство.

18. Плохой тот пожарный, который не надеется стать начальником. Но не всякий может им быть, за неимением необходимых к тому дарований: то есть служебного такта, выдержки, способности быстро ориентироваться и принимать верные решения, способности спокойно, определенно и коротко формулировать свои приказания, даже в виду грозящей ему опасности, способности организовать и систематически поддерживать порядок, тесные товарищеские отношения и любовь к делу в пожарной команде. Этого можно достигнуть лишь упорной работой над самим собой, усердным и вдумчивым чтением пожарной литературы и практическим изучением пожарного дела.

19. Наука и техника с головокружительной быстротой идут вперед, увеличивая в обиходе человека число мест применения огня в такой разнообразной форме по физическому и химическому составу приборов и веществ, что пожарному, особенно его ответственным руководителям, необходимо постоянно и прилежно учиться.

20. При введении усовершенствований в пожарной команде надо строго сообразовываться с местными условиями, а не слепо придерживаться правил и образцов.

21. К великому сожалению существует рознь между добровольцами и профессионалами - пожарными. Вам, молодые силы, надо всеми средствами исправить это зло. И у тех и у других одна цель - предупреждать и тушить пожар. Один общий враг - красный петух. У них существуют различные формы организации, но должны быть одинаковые: обмундирование, снаряжение и пожарный инвентарь. Одинаковые приемы тушения и одинаковая совместная дружная победа над красным петухом... Общие съезды и собрания, общие клубы и читальни, общие курсы и общий журнал - вот лучшие средства к сближению и товарищеской дружбе.

22. В очень небольшом числе пожарных команд обращено должное внимание на составление годовых отчетов, особенно на их литературную сторону. Надо эти отчеты смотреть, как на исторические документы, по которым со временем будет писаться история пожарного дела, как в данной местности, так и для всего государства.

23. Делу время, а утехе час. Как правлению у добровольцев, так и начальнику у профессионалов следует заботиться, чтобы пожарные и их семьи не только работали, но и время от времени веселились. Устройство домашних спектаклей, любительских оркестров, певческих хоров, танцевальных вечеров, лекций и сообщений с волшебным фонарем - рекомендую самым горячим образом и всегда все это по возможности устраивать добровольцам и профессионалам совместно.

У Вас, старые мои товарищи по пожарному делу, прошу прощения, если своей несдержанностью и горячностью причинил Вам неприятность или обидел. Верьте, зла я ни к кому из Вас не питал и мною руководила лишь безграничная любовь к общему нашему пожарному делу и страстное желание поставить его на должную высоту.

Умирая, я вижу, что не достиг и сотой доли того, что хотелось сделать... Я сделал, что смог... Сделайте Вы, молодые, сильные духом, телом и любовью к нашему делу - больше и лучше.

Кисловодск, 28 октября 1920 г.».

 

Юрий Харин,

кандидат технических наук

ФГУ ВНИИПО МЧС России

Ключевые слова: Журналист, Страницы истории

Манекен Василий - не против...

Манекен Василий - не против...

 

Ставропольские пожарные-спасатели стали победителями профессиональных соревнований в Северо-Кавказском федеральном округе

 

Этого невезучего водителя из покореженного авто в течение дня спасатели извлекали восемь раз. Манекен Василий не против: для хорошего дела не жалко и головы. 24 марта в Ставропольском крае прошли региональные соревнования на звание «Лучшая команда СКРЦ МЧС России по проведению аварийно-спасательных работ при ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий» в 2011 году.

 

В случае ДТП, особенно при наличии пострадавших, дорога каждая минута. Кому, как не спасателям этого не знать. Ведь именно им практически ежедневно приходится сталкиваться с последствиями ЧС на дорогах. Чтобы продемонстрировать свои знания и умения на практике, в Ставрополь съехались 7 команд подразделений ФПС Главных управлений МЧС России по субъектам СКФО: команды Ставропольского края, Карачаево-Черкесской Республики, республик Дагестан, Ингушетия, Северная Осетия-Алания, Чеченской и Кабардино-Балкарской республик.

Условия максимально приближены к обстановке при реальных дорожно-транспортных происшествиях. Перед спасателями задача не из простых: достать потерявшего сознание водителя из заблокированного вследствие автомобильной аварии транспортного средства, оказать первую доврачебную помощь, безопасно транспортировать его к карете «скорой помощи».

Перемещать таких пострадавших крайне опасно: при серьезном ДТП переломы неизбежны. Тут без специальных инструментов и приспособлений задачу не решить. В ход идут гидравлические ножницы, которые аккуратно и без риска для жизни позволяют демонтировать крышу и двери автомобиля. Далее спасатели действуют по давно отработанной схеме: когда крыша и двери срезаны, и безопасному извлечению пострадавшего ничего не препятствует, ему под спину подкладывают специальные жесткие носилки, одновременно срезая при этом спинку сиденья. Последняя задача - передать пострадавшего в руки медиков.

Строгое жюри оценивало не только ловкость рук спасателей, но и четкое следование инструкциям по мерам безопасности при работе с аварийно-спасательным инструментом, а также аккуратность при транспортировке. По итогам соревнований уверенную победу одержала команда Ставропольского края. На втором месте оказалась команда Карачаево-Черкесской Республики. Третьими стали представители команды Республики Северная Осетия-Алания. Победители были награждены кубком и медалями.

«Успеть спасти человека, попавшего в ситуацию ДТП, - наша основная задача, - утверждает главный судья соревнований заместитель начальника ГУ МЧС России по Ставропольскому краю по ГПС полковник внутренней службы Владимир Сонников. - Бывают такие случаи, когда при деблокации пострадавших счет идет в буквальном смысле на секунды. И тогда только от быстроты наших действий зависит, выживет человек или нет. А потому постоянно совершенствовать навыки - прямая обязанность каждого спасателя. Сегодняшние соревнования показали высокий уровень профессионального мастерства специалистов МЧС СКФО. А это значит - к ликвидации последствий ДТП готовы!»

 

Татьяна Неваленая,

Олег Дегтярев,

пресс-служба

ГУ МЧС России

по Ставропольскому краю

Фото Олега Дегтярева

Ключевые слова: Конкурсы, Сотрудник МЧС

Кому весна... ...а кому головная боль

Для большинства людей весна - это оттепель, пробуждение всего живого, прогулки под весенним солнцем. Но для спасателей МЧС России - это время напряженной работы. Потому что любители рыбной ловли, несмотря на повышенную опасность, регулярно продолжают ходить на зимнюю рыбалку.

Ежегодно тысячи россиян гибнут весной на воде. Кто-то проваливается под лед и тонет, а кто-то, повторяя подвиг мамонтенка из известного советского мультфильма, отправляется в вынужденное путешествие на дрейфующей льдине. И если в первом случае спасение рыбака зависит, как правило, от него самого и его друзей-экстремалов, находящихся рядом, то во втором случае помощь приходит в лице сотрудников МЧС России.

Для подготовки спасателей к работе в сезон паводка 30 и 31 марта в районе деревни Большое Седельниково Свердловской области прошли совместные учебно-тренировочные сборы по десантной подготовке Уральского регионального поисково-спасательного отряда МЧС России и авиаотряда Уральского регионального центра МЧС России. В течение двух дней отрабатывались спуски с практическим применением спусковых устройств роликового типа, (сокращенно СУ-Р).

Отрабатывались такие навыки, как спуск на ограниченную неподготовленную площадку (эта техника применяется, когда необходимо спустить спасателя к пострадавшему без посадки вертолета); десант с использованием лебедки (когда нужно не только спустить спасателя к пострадавшему, но и поднять их вместе на борт вертолета); спуск спасателя при помощи СУ-Р к пострадавшему с последующим переносом его на короткое расстояние.

Вместе со спасателями на земле, в воздухе оттачивали свое мастерство члены экипажа вертолета Ми-8 УРЦ МЧС России. От точности и слаженности их совместных действий зависит результат спасательной операции.

 Полученные навыки и знания применяются не только для спасения рыбаков, но и при поиске заблудившихся в лесу грибников, туристов, в аварийно-спасательных работах по эвакуации пострадавших из районов бедствия на суше и воде.

 

Ольга Кольчурина,

пресс-служба Уральского регионального поисково-спасательного отряда МЧС России

Фото Дмитрия Духанова,

пресс-служба УРЦ МЧС России

Ключевые слова: Сотрудник МЧС , Учения

Говорит и показывает психологическая служба МЧС России

«Вестник МЧС России» заинтересовался, с чем это связано и с этим вопросом обратился к директору Центра экстренной психологической помощи Юлии Шойгу.

 - Юлия Сергеевна, почему именно в этом году решено представить такую большую экспозицию?

 - Действительно, по сравнению с предыдущими салонами «Комплексная безопасность» в этом году психологическая служба Министерства по чрезвычайным ситуациям будет представлена на совершенно ином уровне. На почти 300 квадратных метрах мы продемонстрируем всю систему психологического обеспечения территориального органа МЧС России на примере Главного управления по городу Москве - это люди, оборудование и практический показ наших возможностей. Хочу сказать большое спасибо Главному управлению за возможность показать работу психологов.

Такая масштабность мероприятия связана с тем, что в 2011 году мы завершаем реализацию трехлетней ведомственной целевой программы по развитию психологической службы МЧС России. И у нас есть все основания полагать, что реализация прошла успешно, думаю, нам есть, чем гордиться.

В рамках салона, который является самым крупным в нашей стране по вопросам безопасности, мы хотим показать то, чего нам удалось достичь не только за эти три года, но и за все время существования психологической службы МЧС России.

Одним из самых главных достижений, я считаю, объединение всех специалистов-психологов в по-настоящему единую службу, кстати, сегодня - это более 700 специалистов по всей стране, которые работают по единым стандартам и на высоком профессиональном уровне. С полной ответственностью могу заявить, что наша служба уникальна и эффективна. Да и показатели нашей работы говорят сами за себя. Так, например, количество выездов специалистов-психологов на чрезвычайные происшествия и ситуации в 2010 году по сравнению с 2009-м увеличилось в 4,5 раза. А если сравнивать с 2008 годом, то эта цифра выросла в 30 раз!

 

- Если говорить о результатах реализации программы развития службы, то хотелось бы узнать, как изменилось за эти три года отношение в системе министерства к психологической службе и тем задачам, которые она выполняет?

- Мне кажется, что отношение изменилось сильно. Это результат длительной и планомерной работы. Сегодня психологическая работа перестала быть представлена отдельными и хаотично происходящими мероприятиями, а стала системой, которая приносит конкретные результаты, заметные и понятные, как рядовым сотрудникам, так и руководителям разного уровня. Как пример можно привести заключения психологов, которые служат опорой при принятии кадровых решений, или единую систему психологической подготовки, которая раньше представляла некие разрозненные знания из области психологии. Теперь психологическая подготовка - это система знаний, умений и навыков, которые необходимы различным специалистам для выполнения их профессиональной деятельности.

В начале создания психологической службы МЧС России, мы столкнулись с тем, что у окружающих существовало странное представление о работе психолога как о специалисте, который старается навязать некую помощь, отвлекая ответственных людей от их важных дел. При этом никто не понимал ни конкретных целей этой работы, ни ее результатов...

Самым трудным, наверное, в становлении службы было преодоление такого отношения к психологам, и вообще к психологии, как к не очень серьезной профессии. Своей работой и делами нам удалось изменить это отношение, нас признали! И это нам очень дорого, ведь за признанием службы стоит труд огромного числа людей, которые вложили в нее свои знания, свое время и душу. Я горжусь еще и тем, что сегодня все специалисты-психологи системы МЧС России чувствуют себя единым профессиональным сообществом и искренне любят свою работу.

- А по каким основным направлениям ведут работу психологи МЧС?

- Перед психологической службой стоят две основные задачи. Первая - это психологическое обеспечение деятельности профессиональных контингентов МЧС России, то есть - это психологическая работа со спасателями, пожарными, горноспасателями, летчиками, врачами и другими специалистами, которые работают в нашей системе. Эта работа направлена на сохранение, поддержание и восстановление их профессионального здоровья.

Психологи сопровождают сотрудников МЧС России на протяжении всего времени их работы в системе министерства. Первый раз специалисты встречаются с психологами на профессиональном отборе, когда приходят поступать учиться в вузы министерства или устраиваться на работу в систему МЧС России. Главной задачей отбора является не только оценка выраженности профессионально важных качеств, но и прогнозирование успешности человека в той или иной специальности. Понятно, что требования для каждой специальности разные, для пожарных - это будут одни требования, для горноспасателей - другие, для инспекторов - третьи.

Во время проведения профессионального отбора наши психологи несут ответственность еще и за то, чтобы специалисты могли, выполняя работу в экстремальных условиях, сохранять свое психологическое здоровье. Также с этой целью в системе МЧС России проводятся периодические психологические обследования, они позволяют нам оценить, нанесла ли профессиональная деятельность специалисту какой-то вред, и если это произошло - предпринять соответствующие меры. Конечно, психолог должен не только оценивать и фиксировать какие-то результаты, но и работать на профилактику и коррекцию возникающих проблем. И основным средством профилактики негативных последствий является психологическая подготовка.

В рамках психологической подготовки специалисты МЧС России получают специфические знания, умения и навыки, которые, с одной стороны, позволяют более эффективно выполнять профессиональные задачи, а с другой - сохранять свое психическое здоровье. Хочу заметить, что психологическая подготовка - это обязательный процесс, через который проходят все специалисты, она является частью общей программы обучения в системе МЧС России и проводится на регулярной основе.

Отдельным большим блоком работы психологов является психологическая коррекция и реабилитация. Не секрет, что в системе МЧС России работают специалисты высокого уровня, поэтому одной из важнейших наших задач является продление, насколько это возможно, их профессиональной жизни. На это направлена реабилитационная и коррекционная работа - это комплекс мероприятий, которые позволяют эффективно справляться с проблемами, возникающими в процессе профессиональной деятельности.

Кстати, мы поддерживаем идею, что здоровье любого специалиста - это его профессиональная ответственность, ведь только, когда человек здоров, счастлив, чувствует себя хорошо и благополучно, он может посвятить себя делу спасения людей. Человек должен понимать, что если он хочет быть хорошим специалистом, то должен поддерживать себя в работоспособном состоянии.

 

- А что именно должен делать специалист, чтобы поддерживать себя в таком состоянии? Он должен сам обращаться к специалисту или, наоборот, специалист в случае необходимости должен предлагать свою помощь?

- Возможны оба варианта. Первый, когда человек сам обращается к специалисту. Но, для того чтобы человек обратился за помощью к психологу, он должен осознавать, что такая помощь ему нужна. Именно поэтому в курсах по психологической подготовке большое внимание уделяется профессиональному здоровью. Мы объясняем, какие негативные последствия может вызвать работа у специалиста той или иной профессии, учим тому, что нужно делать, чтобы минимизировать негативные последствия профессионального стресса, какие приемы человек сможет применять, чтобы помочь себе, и рассказываем о тех проявлениях, которые говорят, что пора обращаться к специалисту.

Проблема в том, что негативные изменения в человеке часто происходят незаметно для него самого. Постепенно накапливаются последствия стрессовых ситуаций, растет психологическая нагрузка, человек становится конфликтным, раздражительным, появляются сложности в общении с близкими, работа перестает приносить удовлетворение. Когда это происходит достаточно длительное время, то вполне может привести к серьезным проблемам и в семье, и на работе. Человеку кажется, что его никто не понимает и не ценит. Зачастую при этом нарушается сон, болит сердце, человек в таком состоянии не может полноценно отдыхать и восстанавливаться. Если он не знает, чем могут быть вызваны эти проявления, то первое время не обращает внимания, потом объясняет какими-то придуманными причинами.

Первый признак того, что нужно обращаться к специалисту - это, когда психологические проблемы изменяют нормальную привычную жизнь.

Второй путь, по которому сотрудник МЧС может прийти к психологу - это, когда ему предлагают помощь по результатам психодиагностических обследований, которые у нас в системе по нормативным документам проводятся не реже одного раза в два года или после ликвидации последствий крупных чрезвычайных ситуаций. Эти обследования - обязательное мероприятие для ряда категорий сотрудников МЧС России, чья деятельность связана с действием экстремальных факторов.

 

- А какими могут быть реабилитационные мероприятия? Это какие-то консультации психолога, тренинги или что-то еще?

 

Общение в форме консультаций является одной из основных форм в работе психолога, но не единственной. Консультация - не просто разговор. Я считаю, что работа психолога в чем-то похожа на работу следователя: ты общаешься с человеком с какой-то своей конкретной жизненной ситуацией, твоя задача - в ней разобраться. Только следователь выясняет, что человек скрывает от других, а психолог, что человек прячет от самого себя, ведь обычно человек попадает к психологу, когда он попробовал много разных вариантов решения проблемы, советовался с друзьями, товарищами, коллегами по работе, но все эти усилия не принесли результатов. Поэтому задача психолога помочь человеку разобраться с его проблемой, дать возможность посмотреть на нее с разных сторон. Психолог является тем инструментом, с помощью которого человек находит в себе ресурсы выстроить перспективу выхода из сложной ситуации и начинает понимать, какие процессы происходят в его психике.

 

- А какие еще методы психологи применяют в реабилитационной работе?

 

- У психологов есть целый арсенал методов: от применения специальных техник и методик до использования психофизиологического оборудования. Реабилитация может проходить в разных формах, в зависимости от потребности в ней. Например, без отрыва от постоянной работы. Для этого во всех территориальных органах и подразделениях МЧС России оборудованы специальные комнаты психологической разгрузки. И это совсем не то, что представляет большинство людей: помещение с удобными креслами и большим аквариумом, где человек в тишине и покое может посидеть и каким-то образом психологически разгрузиться. На самом деле такая «комната» включает в себя два основных элемента - специалиста-психолога и специальное оборудование.

Мы провели научно-исследовательскую работу, в результате которой появился перечень наиболее эффективного оборудования, и он стал типовым для всей психологической службы. Например, в типовой комплект оснащения входит специальный прибор, который может как активизировать уставшего человека для того, чтобы он мог выполнить свои профессиональные обязанности, так и помочь ему расслабиться, если психологическое напряжение таково, что ему уже сложно это сделать. Такое оборудование работает на физиологическом уровне. Еще один прибор - это прибор биологически обратной связи, его можно использовать как для диагностических целей, так и для коррекции актуального состояния человека. Основной принцип его работы в том, что с его помощью человек видит, как его организм реагирует на стресс, и он может подобрать индивидуальные способы совладания с ним. Мы наглядно показываем человеку, что стрессовые ситуации отражаются не только на уровне мысли, но и на его физиологии, на физическом уровне, ведь при стрессе как по тревоге активизируются все системы организма, и мы тратим те ресурсы, которые у нас есть. Самое важное, что позволяет делать это оборудование - научиться такими процессами управлять. Человек сначала наблюдает, как его организм реагирует на стресс, а потом специалист подбирает дня него индивидуальные приемы, которые помогут справляться со стрессовыми ситуациями. Обычно за десять сеансов человек приобретает достаточно устойчивый навык саморегуляции. Эта форма реабилитации называется амбулаторной. Еще одна форма - санаторно-курортная, которая в идеале представляет собой совместную комплексную работу психологов и врачей.

 

- Вы говорили об уникальности психологической службы МЧС России, а в чем она заключается?

 

- Уникальность и основное отличие нашей службы от подобных структур в других силовых ведомствах - это то, что у нас есть задача не только работы с сотрудниками нашего министерства, а еще оказание экстренной психологической помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях.

Эта задача является функцией нашего министерства, утвержденной на законодательном уровне. Психологическую службу МЧС России можно с полным правом назвать реагирующей службой. Наши психологи выезжают вместе со спасателями и пожарными, участвуют в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, оказывая помощь пострадавшим.

 

- А какая конкретная работа стоит за понятием «оказание экстренной психологической помощи»?

 

- Чрезвычайные ситуации несут много негативных последствий для экономики, инфраструктуры, экологии, но самое страшное - это страдания людей, которые становятся их жертвами. Практически в любой чрезвычайной ситуации у нас на месте оказываются люди, которые пострадали и их обычно достаточно много: кто-то потерял близкого человека, кто-то имущество. Но всех пострадавших объединяет одно: чрезвычайная ситуация положила конец их привычной устоявшейся жизни.

Чрезвычайная ситуация потому так и называется, что выходит за рамки обычного жизненного опыта человека, поэтому люди, попавшие в нее, находятся в особом психологическом состоянии и им требуется помощь специалиста.

Первая наша задача - помощь и поддержка людям в их актуальном состоянии. Психолог помогает справиться человеку с острыми реакциями на стресс, такими как страх, тревога, истероидные реакции, гнев, агрессия, все они могут быть опасны как для самого человека, так и для окружающих

Второе, на что направлена работа психолога с пострадавшими - профилактика отсроченных негативных последствий и психологических травм. Аналогом может служить скорая помощь, когда человеку вовремя и квалифицированно оказывают экстренную медицинскую помощь, это позволяет избежать дальнейших сложных проблем и длительного лечения. В случае с психологической травмой точно также, чем быстрее была оказана экстренная психологическая помощь человеку, тем меньше вероятность, что у него возникнут сложные последствия, с которыми в дальнейшем придется жить и справляться. Если у человека возникает психологическая проблема, он с ней учится жить, так же как и все его близкие, семья, друзья. Хочет человек или нет, но он начинает подстраивать всю свою жизнь под психологическую проблему, а она начинает диктовать ему свои условия. Например, человек попал в ДТП и после этого боится ездить на машине. Представляете, от какого количества вещей ему придется отказаться и его близким, если он не может ездить на машине. Психологическая травма будет диктовать образ жизни не только человеку, но и всей его семье. И когда психолог начинает работать с этой проблемой не сразу после аварии, а через год или через два после нее, человеку приходится не только справляться с психологической травмой, но и менять весь тот образ жизни, который у него уже сложился. Конечно, это потребует много усилий от человека и его близких.

Еще одна задача психолога связана с тем, что людей на месте чрезвычайной ситуации, как правило, много. Есть некие психологические законы, по которым массовые групповые реакции не складываются из суммы состояний каждого человека, а они протекают по своим законам. В качестве примера можно привести механизм неосознаваемого эмоционального заражения. Реакция гнева или агрессии может стать заразительной, и в какой-то момент она станет массовой, охватив большое количество людей. Мы называем это социально-психологическими рисками чрезвычайных ситуаций. Это могут быть массовые агрессивные или истероидные реакции, это реакции, связанные с распространением слухов, проявления паники и страха. Например, представьте, огромное количество людей после землетрясения, когда уже безопасно и можно начинать нормальную жизнь, отказываются возвращаться домой, выражая желание жить в палаточных лагерях, пунктах временного размещения или совсем неприспособленных для этого местах. Или представьте себе агрессивную толпу... Такие массовые реакции могут нанести вреда больше, чем сама чрезвычайная ситуация. Бывает, такие реакции случаются без видимых причин и совершенно неожиданно. Задача психолога сработать на профилактику, чтобы не допустить возникновения негативных массовых реакций. Это достаточно сложная работа, но все-таки предотвратить гораздо проще, чем остановить.

Вообще, в период ликвидации последствий чрезвычайной ситуации психолог выполняет много функций. Так, он может выступать экспертом при организации взаимодействия с пострадавшими людьми: от вопросов, связанных с организацией эвакуации до раздачи гуманитарной помощи. Психолог может участвовать в процессе информационной работы. Он может выступать как эксперт, который консультирует: какая информация и в каком виде должна быть представлена пострадавшим, чтобы не вызвать негативные массовые реакции. Кроме того, он и сам может быть источником достоверной информации для пострадавших, потому что умеет выбрать правильный способ подачи информации собеседнику, сказать на том языке, который поймет и услышит собеседник. Психологи работают на телефонах горячей линии, в пунктах временного размещения и, конечно, непосредственно общаются с людьми в самые сложные и трудные для них моменты. Это и момент ожидания информации о судьбе их близких, и момент процедуры опознания тел погибших. Психолог работает с острыми реакциями и не дает им распространяться на окружающих, чтобы они не заразили их.

 

- Расскажите, что интересного и необычного можно будет увидеть на вашей экспозиции в рамках салона «Комплексная безопасность», и на какую целевую аудиторию она рассчитана?

 

 - Экспозицию мы хотим представить широкому кругу посетителей, она будет интересна студентам и курсантам, сотрудникам МЧС, руководителям различного уровня, нашим коллегам - психологам из других силовых структур и различных служб, да и просто обычным людям.

На экспозиции мы представляем систему работы психологов МЧС России по всем направлениям их деятельности. И самое главное, что эту систему можно будет увидеть в действии. Мы покажем не просто людей, набор оборудования и информационных материалов - это будет «живая» экспозиция с демонстрацией практической работы психологов. Во все дни салона прямо на стенде постоянно будут проходить какие-то интерактивные мероприятия: семинары, круглые столы, мастер-классы, тренинги, практические занятия. Кроме того, мы представим новейшие научные разработки Центра экстренной психологической помощи МЧС России - это, например, система прогнозирования социально-психологических рисков в чрезвычайных ситуациях и электронный учебно-методический комплекс.

 

Наталья Лукаш

Ключевые слова: Журналист

АГЗ: новый кадровый потенциал

Во-первых, изменятся сроки обучения. Это связано с переходом Академии на двухуровневую систему высшего образования «бакалавриат» (срок обучения 4 года) - «магистратура» (срок обучения 2 года).

Для курсантов срок обучения по специальностям «бакалавриат» будет увеличен с 4 до 5 лет. Это сделано, чтобы полностью реализовать требования к военно-профессиональной подготовке и улучшить практическую часть обучения.

Во-вторых, согласно новой редакции закона «Об образовании» изменится классификация высших учебных заведений. Статус академии должны будут иметь образовательные учреждения, которые занимаются переподготовкой и повышением квалификации. Все остальные вузы будут иметь статус университета или института.

Иная ситуация обстоит с ведомственными вузами, к которым и относится наша Академия. Так как закон «Об образовании» находится еще на стадии обсуждения, то здесь возможны два варианта:

- Академию не затронет это нововведение, так как для ведомственных учебных заведений сделают исключение, и их статус не изменится в любом случае;

- если же закон пройдет без изменений, то со «старыми» нашими специальностями Академия автоматически стала бы институтом, что понижает наш статус и возможности.

Для того чтобы этого не произошло, в структуре Академии должно быть 7 укрупненных групп специальностей и разноуровневый список образовательных программ (высшее, среднее, начальное).

23 марта 2011 года вышел приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки № 746 о лицензировании образовательной деятельности Академии. В соответствии с ним с нового учебного года в Академии будет проводиться набор абитуриентов по 18 специальностям высшего профессионального образования, 6 специальностям среднего профессионального образования, 2 специальностям начального образования, 10 специальностям послевузовского образования и 6 направлениям профессиональной подготовки. Такое количество направлений подготовки и разноуровневый список образовательных программ позволит в перспективе Академии стать университетом.

Кроме того, изменение в структуре подготовки специалистов позволит удовлетворить новые кадровые потребности МЧС России и реализовать в полной мере потенциал учебно-материальной базы Академии. Поэтому с нового учебного года обучающихся в нашей Академии станет больше.

Естественно, любые изменения влекут за собой определенные проблемы. Во-первых, встает вопрос об обеспеченности студентов Академии специализированным педагогическим составом. На сегодняшний день известно, что преподаватели уже есть. Часть из них работает на полставки, но этого недостаточно, тем более, что в скором будущем количество кафедр существенно изменится. Во-вторых, для некоторых специальностей, к примеру, механотроника и робототехника, требуется определенная материально-техническая база. В-третьих, возможность проживания студентов на территории Академии, которая станет еще более острой проблемой, чем она есть сегодня.

Будем надеяться, что совместными усилиями все эти проблемы разрешатся.

Юлия Федорук,

Екатерина Гладкова

Ключевые слова: Журналист

Юная смена огнеборцев

Привить ребятам чувство ответственности за себя и своих близких, научить правилам действия в разных экстремальных ситуациях, показать и рассказать, насколько важна и опасна профессия пожарного и спасателя - вот основные цели данной акции.

 

Конечно, учителя говорят им об опасностях, которые нас подстерегают, но насколько сухие факты могут помочь детям? Вот и решили сотрудники Центра противопожарной пропаганды Главного управления МЧС России по Астраханской области посетить сельские школы, которые находятся далеко от города. Краснобаррикадинская СОШ была первой, в которую мы приехали 7 апреля. Для детей 1-5 классов было проведено учебно-игровое мероприятие.

Наше занятие началось с беседы, в которой мы рассказали ребятам об истории Пожарной охраны. О том, что это самая старейшая государственная служба. День 30 апреля - профессиональный праздник огнеборцев. Основной задачей проводимых мероприятий является привлечение внимания школьников к соблюдению мер пожарной безопасности, а также спасению себя и своих близких во время бедствия. Игра «Вызов Службы спасения» направлена на то, чтобы дети знали точно свой адрес, громко и четко отвечали на вопросы «диспетчера», ведь от того, как вызвана помощь, зависит наша жизнь. Конкурс рисунка «Пожар глазами детей» был проведен нами впервые. В нем участвовало 8 человек. Задание для всех одинаковое: в течение 10 минут изобразить свое представление о пожаре. В каждом рисунке дети должны отразить правила поведения на пожаре. Все рисунки ребят были неповторимы. Но один рисунок нам понравился больше всех. Ученик 3 «А» класса Карпов Никита нарисовал глаз человека, в котором изображен ужас пожара. На вопрос, что он хотел своим рисунком показать, сказал просто: «Пожар глазами детей!»

 Но это было только начало! Особый восторг вызвало у детей появление ростовой куклы Жорика, который не только развеселил детей своим видом, но и провел с ребятами викторину по пожарной безопасности. Далее Жора провел с ребятами конкурсы: «Экипировка боевой одежды», «Спасение человека из огня». Мальчишки и девчонки надевали костюм пожарного на скорость. Не у каждого это получилось, так как задание не из легких, но самые быстрые ребята успешно справились с этим конкурсом, за что и получили главные призы. Без внимания никто не остался, все ребята были задействованы в этих познавательных играх.

 Это мероприятие стало не только праздником для детей, но и заставило их задуматься о своей безопасности и безопасности окружающего мира.

 

А.Е. Баринова,

сотрудник ЦПП и СО ГУ МЧС России

 по Астраханской области

Ключевые слова: Профилактика, Учащийся

И обязательное условие...

В  Центре детского творчества собрались ребята образовательных учреждений муниципальных образований Еврейской автономии: Смидовичского, Биробиджанского, Облученского районов, города Биробиджан. Всего шесть команд, причем одно из обязательных условий - девушка в каждой команде.

Мальчишки и девчонки в возрасте от 14 до 17 лет начали готовиться к состязаниям еще в 2010 году. Для этого проходили обучение по первичной водной подготовке - учились пользоваться индивидуальными средствами защиты, оказывать помощь утопающему, хорошо плавать.

«Мы долго готовились, - рассказывает Екатерина участница соревнований из команды п. Птичник Биробиджанского района, - нам помогали сотрудники МЧС, проводили занятия, показывали, как кидать «конец Александрова», спасать утопающего, оказывать первую медицинскую помощь». Эти знания и умения помогли «юной воднице», поскольку испытания были действительно серьезные. Не каждый даже взрослый человек сможет вытащить из воды пострадавшего.

Программа соревнований включала этапы по действиям в чрезвычайных ситуациях на воде, по плаванью на 50 метров и на 25 метров в спасательных жилетах, оказание первой помощи пострадавшим, проверка теоретических основ.

Несложно оказалось справиться с заданиями учащимся школы «Юный пожарный спасатель». Кадетов, желающих попробовать свои силы в соревнованиях «Юный водник» было много. Их разделили на две команды «Кадеты» и «Юный спасатель».

По итогам соревнований первое место, а также диплом и кубок получила команда «Кадеты». На втором месте ребята из средней школы № 1 города Биробиджана. Третье место заняла команда «Юный спасатель».

Но основной целью организаторов соревнований было не просто распределить места между участниками. «Воспитание культуры водопользования и готовности к действиям в экстремальных ситуациях, повышение уровня знаний подростков, обучение навыкам собственной безопасности и самоспасения - вот основные цели, которые мы преследуем, - отметил председатель судейской комиссии, начальник отдела Государственной инспекции по маломерным судам ГУ МЧС России по ЕАО Сергей Витальевич Курикалов, - хотя занять первое место немаловажно, учитывая, что победители примут участие в российских соревнованиях, которые пройдут в Сочи. Все ребята молодцы. Они показали высокий уровень подготовки, а значит, можно надеяться, что количество происшествий на водных объектах нашей области будет, как и каждый год, снижаться».

Перед торжественным награждением руководитель Учебно-методического центра по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности ЕАО Диана Владимировна Янина вручила всем ребятам значки «Умею плавать на 25 метров» и «Умею плавать на 50 метров». И хотя у некоторых есть уже разряды по плаванью, эти значки ребята бережно прикалывали на одежду.

Милана Кротова,

пресс-служба ГУ МЧС России по ЕАО

Ключевые слова: Профилактика, Учащийся

Кадеты школы № 47

 

В современном мире, полном опасностей, человек, не владеющий навыками самоспасения, оказания первой медицинской помощи, неспособный здраво мыслить и не впадать в панику в критической ситуации - фактически беззащитен перед силами природы и угрозами, которые несет в себе техногенная цивилизация. Особенно актуален этот вопрос для тех, кому только предстоит вступить во взрослую жизнь - нынешних школьников.

 

Гармоничное развитие детей - девиз педагогического коллектива средней общеобразовательной школы № 47 города Рязани. Создавая в 2002 году кадетские классы, здесь сделали ставку на воспитание детей в лучших традициях Министерства по чрезвычайным ситуациям Российской Федерации. Это не случайно, ведь профессия сотрудника МЧС России сочетает в себе гуманность, готовность всегда прийти на помощь, не безразличность к чужой беде.

Кадетское движение началось с инициативы директора школы Ольги Донцовой по созданию профильных 10-11 классов «Юный Спасатель», которые начали свою работу по договору с Главным управлением МЧС России по Рязанской области. Однако желающих постигать азы спасательного дела оказалось немало и среди школьников помладше, поэтому в 2007 году в школе № 47 были открыты военно-ориентированные 8-9 классы «Юный Спасатель». С тех пор кадеты 47-й школы - частые гости на мероприятиях Главного управления МЧС России по Рязанской области, активные участники соревнований по пожарно-прикладному спорту. Они с нетерпением ждут каждой встречи с сотрудниками МЧС, ветеранами пожарной охраны и гражданской обороны.

Обучение учащихся кадетских и общеобразовательных классов основам безопасности жизнедеятельности в школе № 47 ведется по углубленной программе. Предмет ОБЖ дети начинают изучать не с 10 класса, как в большинстве школ, а с 5-го, и часов на его освоение отводится в два раза больше, чем предусмотрено образовательными стандартами.

В отличие от общеобразовательных классов, программа обучения юных спасателей не ограничивается теоретическими рамками и выходит далеко за пределы школьного учебника. Правила выживания в экстремальной ситуации, промышленный альпинизм, туризм, классификация чрезвычайных ситуаций и варианты их развития, правила спасения людей при ЧС с практической отработкой навыков - вот далеко не полный перечень дисциплин, которым учат в 47-й школе кадетов.

 Но, как говорится, «лучше один раз увидеть...», поэтому мы заглянули на уроки в профильные классы МЧС в один из обычных школьных дней.

 На что способны эти ребята, мы поняли еще на подходе к школе, когда увидели мальчишек, спускающихся с помощью альпинистского снаряжения из окна четвертого этажа. Не подумайте чего плохого: просто мы стали свидетелями обычной тренировки. Ученики 8-го профильного класса «Юный спасатель» один за другим ловко и быстро цепляли снаряжение к веревке и спускались по ней вниз. Чувствовалось, что для них это привычное дело. Каково же было наше удивление, когда в оконном проеме появилась девочка.

- Это восьмиклассница Марина Попова, - рассказывает заместитель директора школы по учебной работе педагог-организатор ОБЖ Сергей Корнев, - кстати, девочки у нас в профильных классах занимаются наравне с мальчишками, - в каждом кадетском классе их не менее одной трети от общего числа.

 Пока мы обменялись несколькими фразами с Сергеем Николаевичем, Марина уже оказалась на земле и вмиг распутала сложнейший, на взгляд обывателя, узел, которым веревка крепилась к металлической опоре.

Наша следующая точка - спортзал, где занималась вторая половина 8-го кадетского класса. Первое, что бросилось в глаза на входе - это скалодром: уникальный тренажер, который не в каждой школе встретишь. Занятия на скалодроме - не легкое развлечение. Достаточно подняться на несколько метров, как у неподготовленного человека устают руки, теряются равновесие и силы двигаться дальше. Но, похоже, что наши герои всю жизнь покоряли вершины - до того легко взбираются они на самый верх. А спуститься вниз им помогает все то же альпинистское снаряжение.

Один из отважных скалолазов - Женя Козлачков. Он перешел в школу № 47 год назад, специально в кадетский класс МЧС и теперь с гордостью носит звание «Юного спасателя». За плечами Жени многочисленные победы в соревнованиях по туризму, спортивному ориентированию и пожарно-прикладному спорту. Однако крупные победы, говорит Женя, еще впереди.

Нашу беседу прерывает звонок на перемену, ребята отправляются в раздевалку, а мы дальше на урок ОБЖ в 11 «Г» класс «Юный спасатель». По дороге Сергей Корнев рассказывает, что сейчас в школе в профильных кадетских классах обучается 160 человек. Могло быть и больше, но демографический упадок страны середины 90-х годов сегодня дает о себе знать. Однако в школе планируют, что через несколько лет юных спасателей будет более двухсот человек.

Но вот перед нами кабинет ОБЖ. Здесь все по-взрослому - дежурный докладывает Сергею Николаевичу о готовности класса к уроку. В ответ на приветствие учителя слышится бодрое: «Здравия желаем, товарищ преподаватель!» Всматриваясь в сидящих ребят, видишь не по-детски серьезные, вдумчивые лица мальчишек и девчонок, которым удивительно идет форма кадетов МЧС. Тема урока - «Первая помощь при остановке сердца». Воспитанники преподавателя Корнева сходу называют определения основных понятий. Когда приходит время на практике продемонстрировать приемы реанимации при остановке сердца, поднимается лес рук - всем хочется продемонстрировать свое умение, что неудивительно, ведь основы медицинских знаний кадеты осваивают в настоящей поликлинике с профессиональными врачами, так что оказать первую помощь пластмассовому манекену для них не проблема.

После урока не терпится побеседовать с девочками - что заставило их поменять платья и джинсы на форму кадета? «Вначале было интересно попробовать свои силы - смогу или не смогу, - рассказывает одиннадцатиклассница Кристина Симонян, - а потом втянулась и поняла, что в обычном классе учиться уже не хочу».

 Скучать по кадетским будням Кристина уже начала, ведь сейчас конец учебного года и для того, чтобы ребята смогли хорошо подготовиться к выпускным экзаменам, количество дополнительных занятий у них сведено до минимума. А это значит, что позади занятия на скалодроме, тренировки по промышленному альпинизму, спасению людей и многое другое. На вопрос, чему научили занятия в профильном классе, помимо практических знаний, Кристина отвечает - состраданию к боли другого человека, выдержке и упорству. Впереди у Кристины, как и у нескольких ее одноклассников - поступление в Академию государственной противопожарной службы МЧС России.

Желаем удачи ребятам на экзаменах и направляемся в гордость школы - Учебно-методический центр «Школа безопасности», где представлено свыше 500 экспонатов по вопросам гражданской обороны, пожарной безопасности и многое другое. Руками детей сделаны экспонаты по курсу «Школа выживания» - виды костров, способы устройства шалашей и укрытий и многое другое. На самом видном месте - витрина с флагами России, МЧС, школы и знаменем кадетского класса. Тут же красуется шкаф с кубками за победу в многочисленных соревнованиях, один из них - за лучший профильный класс «Юный спасатель» от Главного управления МЧС России по Рязанской области по итогам за 2010 год.

 «После сдачи экзаменов по спецподготовке ребята получают свидетельство «стажер-спасатель», но, на мой взгляд, главное - это бесценный опыт и знания, которые могут помочь нашим воспитанникам выжить в критической ситуации и спасти жизнь тому, кто рядом, - подводит итог нашей экскурсии по школе Сергей Корнев, - я горжусь своими ребятами, они физически крепкие, закаленные, с ними хочется пойти в разведку». Такой комплимент от преподавателя, полковника авиации в запасе с 33-летним стажем работы, ребята считают для себя лучшей похвалой.

 

Елена Солодова,

отделение информации, пропаганды

и связи с общественностью

ГУ МЧС России по Рязанской области

Ключевые слова: Профилактика, Учащийся

Он ушел из жизни очень рано,..

«Он ушел из жизни очень рано,

отдав нам всей души своей накал!»

 

Ушедших надо помнить не парадно,

А помнить каждый день и каждый час.

Огнем души, как и огнем лампадным,

Не забывая... Смерть так беспощадна

В отборе самых лучших среди нас.

 

Светлана Знаменская

 

Жизнь человеческая измеряется добрыми делами на благо других. Есть люди, короткая жизнь которых проходит так стремительно и ярко, словно комета, освещающая на мгновение все вокруг. А когда они уходят от нас навсегда, то оставляют после себя не только прочный фундамент, который успели заложить в своей профессии для будущих поколений, но и светлый след мудрости, любви и доброты в душах окружавших их людей. Жизнь начальника ОГПН Златоустовского городского округа подполковника внутренней службы Олега Юрьевича Зубарева была такой яркой и насыщенной, а скорый уход таким безвременным и быстрым, что окружавшим его людям - семье, товарищам по службе, знакомым и просто знавшим Зубарева - до сих пор не верится, что Олега Юрьевича, который «хотел не числиться, а быть; хотел не доживать, а жить», среди них уже нет.

 

Двадцать шесть лет стоял на страже жизни и здоровья жителей родного Златоуста Олег Юрьевич Зубарев. А в пожарную охрану города попал случайно: вернувшись из армии в июле 1983 года, сразу же начал подыскивать подходящую работу, чтобы не сидеть сложа руки. И тут приятель, уже работавший в «пожарке», посоветовал Олегу испытать себя в настоящей, мужской профессии. Уже через некоторое время Зубарев стал огнеборцем ПЧ-8, а с 1 сентября 1983 года еще и студентом дневного отделения металлургического факультета Златоустовского филиала Челябинского политехнического института. За пять лет учебы в вузе Олег успевал многое: работал пожарным и учился на «отлично», был старостой группы, женился, а вскоре и стал отцом единственной любимой дочки Ульяны.

В 1988 году, по окончании вуза, руководство пожарной охраны города предложило Зубареву перейти в инспекцию пожарного надзора. Выбор тогда перед Олегом был нелегкий, так как на Златоустовском машиностроительном заводе, где Зубарев проходил преддипломную практику, не захотели отпускать в пожарную охрану перспективного специалиста. И руководству пожарной охраны Златоуста пришлось даже отправлять в вуз в период распределения ходатайственное письмо.

А потом у Олега Юрьевича начались обычные трудовые будни сотрудника Государственного пожарного надзора, который с огневой стихией борется профилактическими мероприятиями, где требуется «ни нервов, ни сил не жалея, вникать, объяснять, убеждать» и где «четкое слово инструкций для дела превыше всего». Вся трудовая биография О.Ю. Зубарева была связана с ОГПН г. Златоуста. Он прошел путь от инспектора ГПН до начальника отдела Государственного пожарного надзора Златоустовского городского округа. Зубареву было нелегко тогда: пришлось работать в суровые девяностые, когда из-за низкого государственного финансирования многие объекты образования и здравоохранения, предприятия и сооружения находились в полуаварийном состоянии. А нужно было проводить проверки (или, как их сейчас называют, мероприятия по контролю), применять к нарушителям мер административное воздействие, работать с различными категориями населения по пропаганде правил пожарной безопасности, уделять особое внимание жилому сектору (в частности, зданиям с массовым пребыванием людей). По словам товарищей по службе, Олег Юрьевич очень ответственно, скрупулезно относился к любой мелочи на службе - собственно, для него на работе и мелочей-то не было, все было важным, потому что во главе угла его деятельности всегда стояла защита от огня человеческой жизни, создание для жителей Златоуста безопасных условий на производстве и в быту.

Одними из главных качеств, которые отличали его от других, по словам близко знавших Зубарева, были любовь, уважение к людям и скромность. Щедрость его души проявлялась даже в мелочах. Сотрудницы его отдела вспоминают, как однажды вечером начальник ОГПН г. Златоуста подполковник Зубарев зашел попрощаться к ним в кабинет и случайно услышал обрывок разговора о сломанных вешалках для верхней одежды. Ни слова никому не говоря, после работы Олег Юрьевич поехал в мебельный, а на следующее утро его сотрудниц ожидал приятный сюрприз - новый удобный шкафчик для одежды. И таких сюрпризов-«мелочей» все, кто с ним работал, могут вспомнить множество. По словам сослуживцев, для них Зубарев был не только мудрым начальником-профессионалом, но еще и защитой, «скалой» (как они любили его называть), советчиком в любых самых трудных ситуациях, зачастую даже и житейских.

На протяжении многих лет под руководством Олега Юрьевича Зубарева отдел Государственного пожарного надзора Златоустовского городского округа был лучшим среди подразделений ГПН Челябинской области. За это время стабилизировалась обстановка с пожарами, уменьшилось их количество. Олег Юрьевич проделал значительную работу по улучшению организации государственного пожарного надзора, повышению его уровня и авторитета. Его вклад в дело пожарной профилактики города Златоуста, входящего в тройку ведущих промышленных городов области, отмечен многочисленными наградами, среди которых: знак отличия МЧС России «Лучший работник пожарной охраны»; медали «За отличие в службе», «За безупречную службу», «За заслуги» и другие.

Но, кроме любимой работы, у подполковника Зубарева была еще и любимая семья: о его отношении к жене и дочке до сих пор ходят легенды! О такой любви, по словам друзей семьи, только в книжках можно было прочитать! Со своей красавицей-женой, Валентиной Александровной, Зубарев познакомился, еще учась в институте. Потом родилась дочь Ульяна, а через некоторое время В.А. Зубарева пришла работать в пожарную охрану г. Златоуста радиотелефонистом. Сейчас это один из лучших диспетчеров ЦППС службы пожаротушения ГУ «1 ОФПС по Челябинской области» (Златоустовский гарнизон пожарной охраны). Рассказывая о своем муже и об их отношениях в семье, Валентина Александровна со слезами на глазах вспомнила, как незадолго до смерти Олега Юрьевича в онкоцентре, где Зубареву была сделана вторая операция, все думали про них почему-то, что они недавно поженились. На вопрос «Почему?», медперсонал больницы и больные отвечали Зубаревым: «Таких нежных и трогательных отношений между супругами, прожившими почти 25 лет, быть не может!» А Олега Юрьевича не стало незадолго до серебряной свадьбы с его женой...

В ноябре 2009 года (через три месяца после смерти отца) в отдел надзорной деятельности № 1 УНД Главного управления по Челябинской области пришла работать инспектором дочь подполковника Зубарева - Ульяна Олеговна Бурматова. Ответственность, профессионализм, настойчивость в преодолении трудностей, высокие организаторские способности - вот качества, которые помогают лейтенанту внутренней службы У.О. Бурматовой в работе. Одним из основных направлений деятельности Ульяны Олеговны является обучение населения мерам безопасного поведения в Златоустовском городском округе. Инспектор Бурматова не только организовала отличную работу с местными средствами массовой информации, проводит беседы и инструктажи, обучающие семинары, совместно с участковыми ОВД организует рейды среди населения из категории так называемых «неблагополучных» граждан; но и пишет статьи, разрабатывает памятки по проблемам безопасного поведения, организует профилактическую работу с детьми. За высокие результаты в информационно-пропагандистской деятельности в 2010 году инспектор ОНД № 1 лейтенант внутренней службы У.О. Бурматова была награждена почетной грамотой начальника Уральского регионального центра МЧС России.

 

«Для моего отца всю жизнь главной наградой были сохраненные от огня жизни людей, - говорит лейтенант внутренней службы Ульяна Олеговна Бурматова, - он для этого жил и работал. Для меня сейчас главное - не просто продолжить дело моего отца, а сделать это достойно, как сделал бы мой папа, если бы сейчас жил и работал, оберегая людей от огня...»

 

Аэлита Жукова,

сотрудник пресс-центра ГУ МЧС России по Челябинской области

Фото из архива ОНД № 1 УНД ГУ МЧС России по Челябинской области и семьи Зубаревых

Ключевые слова: Личность, Сотрудник МЧС