№10

Карандаши в умелых руках

29 марта в Краеведческом музее Сургута Ханты-Мансийского округа открылась выставка детских рисунков «Противопожарная безопасность глазами детей», которая будет работать в течение месяца. Она создана по итогам конкурса рисунков юных огнеборцев и призвана продемонстрировать работу движения юных пожарных. Инициатор мероприятия — отдел дознания управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по ХМАО—Югре.

На выставке представлено более ста работ, выполненных в различных жанрах и стилях. Авторы рисунков — ребята от 7 до  17 лет. Для создания своих шедевров юные пожарные использовали карандаши, пастель, акварель, гуашь, декоративные материалы. Оригинальной выдумке, полету творческой фантазии детей нет предела.

Движение юных пожарных развивается в Сургуте с 1986 года и на сегодняшний день насчитывает более 3500 участников. Практически во всех общеобразовательных и спортивных школах города, а также в клубах по месту жительства созданы дружины юных пожарных. В них ребята получают знания в области пожарной безопасности, оттачивают навыки поведения при пожаре, учатся работать с первичными средствами пожаротушения.

Деятельность ДЮПовцев направлена на пропаганду безопасного образа жизни и проведению разъяснительной работы по предупреждение пожаров. Юные огнеборцы принимают активное участие в пожарно-профилактических мероприятиях  на территории города.

Хочется верить, что такие выставки помогут воспитать у детей чувство личной ответственности за сохранение жизни и здоровья и развить понимание ребенком важности выбора безопасного стиля жизни!

Ключевые слова: Конкурсы, Учащийся

«Горячие сердца»

Целью выставки, состоявшейся 26 марта в Майкопе (Республика Адыгея) стало привлечение детей к работе по предупреждению пожаров и вовлечение школьников в творческую деятельность в области пожарной безопасности.

В конкурсе участвовали дети четырех возрастных групп: с 3 до 6, с 7 до 10, с 11 до 14 и с 15 до 18 лет. Они представили на выставку «Горячие сердца» более 60 работ. Состязания проводились по трем номинациям: художественно-изобразительное творчество, декоративно-прикладное искусство, технические виды творчества. Тематика произведений была очень разнообразной: предупреждение пожаров и шалостей с огнем, оказание помощи пожарными и спасателями, работа и быт, как профессиональных, так и добровольных пожарных.

Для самых маленьких участников члены жюри определили специальную номинацию —  «Самая оригинальная работа». Малыши вылепили панно из слоеного теста, а воспитатели запекли его в духовом шкафу, а потом вместе его раскрасили акварельными красками.

Другие произведения были выполнены в разнообразных жанрах и стилях, с использованием различных материалов (карандаш, пастель, акварель, гуашь, различные декоративные материалы). Творческому подходу и фантазии участников можно было только позавидовать. Например, воспитанники детского сада изготовили пожарную машину из… бумажных салфеток. Члены жюри также отметили оригинальность исполнения работы «Неисправная электропроводка— причина пожара!»: конкурсантка связала ее крючком.

По итогам конкурса победители будут поощрены сладкими призами и грамотами.

Ключевые слова: Конкурсы, Учащийся

…и в воде не тонут

Соревнования, прошедшие 27 марта в Биробиджане, были посвящены 80-летию Гражданской обороны в России. Их провели в два этапа — теоретический и практический. В столицу автономии съехались 8 команд, каждая из которых состояла из четырех участников 14–17 лет.

Участники показали свое умение в спасении утопающего и оказании первой медицинской помощи. Все ребята успешно ответили на ряд теоретических вопросов.

Далее в бассейне центра детского творчества прошла эстафета по плаванию в спасательных жилетах на дистанцию 25 м.

Затем каждая команда в бассейне показала свои навыки по бросанию спасательного круга и «конца Александрова» утопающему.

В таких разноплановых состязаниях прекрасно себя проявили кадеты Школы юного пожарного-спасателя из Биробиджана. Юные водники из числа учеников школы № 7 областного центра показали отличную технику спасения утопающих. Они заняли почетное второе место. Лидерами по спасению на воде оказалась команда биробиджанских учащихся школы № 1.

— Соревнования «Юный водник» проводятся уже во второй раз, —  рассказывает первый заместитель начальника ГУ МЧС России по ЕАО Александр Сафронов. — Дебют прошлого года удался, и на достигнутом останавливаться никто не намерен.

Мы утвердили данные соревнования, как ежегодные областные. Полученные знания ребята обещают совершенствовать и обязательно применить, если кому-то потребуется помощь.

— На воде бывает много несчастных случаев, и мы знаем теперь, как правильно дышать, как спасать, как вытаскивать, все эти операции нам теперь не в новинку, — заметил участник соревнований Георгий Кротов.

Стимул достичь еще лучшего результата у ребят уже есть. Теперь им предстоит год тренировок до следующих соревнований. Представители ГИМС автономии готовы помочь юным коллегам.

— Мы оборудовали во всех школах области уголки «Юный водник», — сообщил главный государственный инспектор по маломерным судам ЕАО Сергей Курикалов. — Инспекторы ГИМС постоянно проводят профилактическую работу в школах как Биробиджана, так и районов области, выходят в патрулирования на водоемы.

Непосредственную подготовку и проведение соревнований осуществляли Учебно-методический центр ГОЧС и Пб, Главное управление МЧС России по ЕАО.

Привитие культуры водопользования и готовности к правильным действиям в экстремальных ситуациях на воде, обучение представителей команд навыкам обеспечения личной и коллективной безопасности в чрезвычайных ситуациях, подготовка юных водников к активному участию в деле охраны жизни людей на водах — именно к этому и стремились организаторы соревнований.

Ключевые слова: Журналист, Соревнования

«Надежда» в гостях у спасателя

29 марта дети из лагеря «Надежда» города Кириллов посетили базу спасателей «Никольское» в Кирилловском районе. 10 мальчишек и девчонок из семей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, опасливо озираясь по сторонам, вышли из микроавтобуса. Экскурсия к спасателям — это не просто знакомство с представителями доблестной профессии. Это, прежде всего, попытка воспитателей дать детям шанс увидеть другую сторону жизни.

Начальник поисково-спасательного поста Кузьма Бормусов, в прошлом педагог, встречает ребят с доброй улыбкой. Экскурсия начинается с рассказа о тех случаях, в которых чаще всего приходится помогать людям. После короткой беседы к ребятам выходит спасатель с собакой. Пес беспрекословно слушается хозяина, чем приводит ребят в восторг. И вот уже застенчивость сменяется открытым интересом, и каждый из десяти детей рвется пообщаться с шоколадным лабрадором и отдать ему какую-нибудь команду.

После осмотра вольеров с собаками переходим в конюшню, где ветеринар рассказывает о том, как правильно ухаживать за лошадьми, как с ними нужно обращаться. Девочки, из тех, кто посмелее, уже вооружились щеткой и вовсю чешут гриву. Кузьма Кузьмич подсаживает мальчишек и девчонок в седло. А затем, выйдя на воздух и увидев в загоне двух лошадей, дети наперебой просят прокатиться. большой круг по поляне на спине у скакуна — и радости нет предела. Улыбки детей открыты, счастьем горят глаза. Всего полчаса общения с животными преобразили ребят.

Затем дети переходят в столовую, где для них уже подготовили столы с лакомствами. В конце экскурсии начальник поисково-спасательного поста вручает всем гостям маленькие подарки — кепки с символикой МЧС России и игрушки.

Ключевые слова: Профилактика, Учащийся

Двери всегда открыты

В преддверии празднования Дня пожарной охраны сотрудники пожарных частей проводят дни открытых дверей. Огнеборцы стараются, чтобы экскурсии понравились детям, ведь цель таких визитов — воспитание у детей культуры безопасного поведения.

Что такое пожарный ствол? Чем отличается автоцистерна от авто-лестницы? На эти и многие другие вопросы учащимся из школы № 40 города Белгорода ответили огнеборцы пожарной части № 2, куда мальчишки и девчонки пришли познакомиться с повседневной жизнью пожарных в рамках акции «День открытых дверей».

Начальник дежурного караула Владимир Бондаренко на время стал настоящим гидом. Он провел школьников по части и в подробностях рассказал, что и зачем здесь нужно. Ребятам показали бокс, в котором стоят пожарные автомобили, газодымозащитную комнату — самое важное помещение в части. Ведь именно в ней бойцы на специальном тренажере тестируют свои дыхательные аппараты.

«Это — комната отдыха, здесь пожарные отдыхают после выезда на пожар, а это — наш тренажерный зал — здесь мы поддерживаем свою физическую форму, чтобы быть сильными и выносливыми», —  пояснял начальник караула.

Дети с большим интересом слушали пожарного, им хотелось все посмотреть, потрогать. И чтобы этот интерес удовлетворить, мальчишкам и девчонкам разрешили примерить пожарное обмундирование.

Но это еще не все. Впереди школьников ждал еще один сюрприз — настоящие пожарные автомобили. Когда дети увидели красные машины с мигалками и сиренами, их радости не было предела. Они разглядывали автоцистерны со всех сторон, стараясь ничего не упустить. Оторвать их от машин их было просто невозможно. Но наибольший восторг у ребят вызвал пятидесятиметровый коленчатый подъемник, с помощью которого пожарные эвакуируют пострадавших из высотных зданий.

Экскурсией остались довольны и школьники, которые узнали много интересного, и пожарные, которые зарядились от детей положительными эмоциями.

В заключение ребятам напомнили правила пожарной безопасности и призвали к их строгому соблюдению.

В Калмыкии школьники Элисты посетили пожарную часть № 18 ЦУКС ГУ МЧС России, которая считается самой новой и оснащенной в республике. Начался день открытых дверей с занятия на тему: «Правила пожарной безопасности в быту и в общественных местах. Действия людей при пожаре». Затем ребята отправились на экскурсию по части.

Школьники осмотрели учебный класс пожарных, комнату диспетчера, а также другие служебные помещения. Конечно, огнеборцы не забыли показать детям и пожарную технику, которая всегда вызывает большой интерес.

Кроме этого ребят проводили в музейную комнату истории республиканского МЧС, где школьники смогли ознакомиться с экспозициями и историческими документами, рассказывающими о становлении и развитии пожарной охраны и гражданской обороны на территории Республики Калмыкия

Подобные мероприятия в Калмыкии проводятся регулярно, как в целях популяризации профессии пожарного и спасателя, так и ради пропаганды знаний в области безопасности жизнедеятельности.

Ключевые слова: Профилактика, Учащийся

Метка войны

Ветерану Великой Отечественной войны Александру Михайловичу Заречнову в этом году исполняется 87 лет. Та страшная война оказалась для рядового Заречного короткой: тяжелое осколочное ранение в голову, два месяца без сознания, четыре месяца без памяти, два года без движения. Врачи спасли ему жизнь, но какие испытания ждали молодого человека потом…

БОЙ ПОД СТАРОЙ РУССОЙ

На войну Александр Заречнов пошел в 18 лет. Впрочем, рассказ об этом героическом человеке стоит начать, пожалуй, с его детских и юношеских лет. А родился Саша Заречнов 9 августа 1925 года в деревне Вишенки  Калужской области, в дружной и работящей крестьянской семье. был старшим из шести детей, а потому с ранних лет помогал отцу и матери по хозяйству, привычен был к любой работе. Хорошо учился в школе, был добрым, шустрым и любознательным парнем. Несмотря на небольшой рост и хрупкое телосложение, отличался неплохой физической подготовкой.  В 1941 году после окончания  9-го класса пошел работать на шахту. Не раз со своим другом ходил он в военкомат проситься на фронт, но из-за возраста получал отказ. Да и шахтеров в те суровые военные годы на фронт не брали. А в апреле 1943-го записался добровольцем. Проучившись три месяца в тульском зенитно-пулеметном училище, был отправлен на фронт.

В том бою, что изменил всю его жизнь, он оказался уже через два месяца. Часть, в которую определили Заречнова, держала оборону в Ленинградской области, в районе Старой Руссы. Немцы занимали господствующие высоты, а наши подразделения находились в болотистой низине. Вспоминает: в окопах по колено воды, осенний пронизывающий холод, артиллерия поочередно —  то с одной, то с другой стороны ведет обстрел позиций, земля содрогается от разрывов мин и снарядов. Когда бойцы пошли в атаку, пулеметчик Заречнов оказался в самой гуще боя. Рядом разорвался снаряд, и он получил тяжелое ранение в голову. Упавшего замертво солдата вынесла с поля боя медсестра.

ВСЕМУ УЧИЛСЯ ЗАНОВО…

Этот злополучный осколок от боевого снаряда, засевший на глубине пяти сантиметров в голове Александра Заречного, так и остался там навсегда. Вот уж 69 лет прошло. Врачи спасли ему жизнь, однако… Около двух месяцев солдат был без сознания. «Очнулся младенцем — без памяти, без движения, — вспоминает ветеран. — Память вернулась только в 44-м. Сразу попросил сообщить на родину, что жив. Домой вернулся инвалидом». А родители уже год, как похоронили сына, отпевали всем селом. Но он воскрес. больше года лежал: парализованные левая рука и нога не двигались. Потом почти пять лет восстанавливался. «Пришлось напрячь всю волю к жизни, что была во мне, всю силу духа, — рассказывает Александр Михайлович. — На войну я ушел отличником с образованием 9 классов, а когда вернулся, не помнил ничего. Взялся за учебники, шаг за шагом восстановил в памяти всю школьную программу. Заново учился сидеть и ходить». Но на этом Александр Заречный не остановился: поступил в сельскохозяйственный техникум и окончил его с отличием. Потом пошел в «Тимирязевку» и успешно сдал вступительные экзамены. Однако из-за инвалидности приемная комиссия отказала ему в зачислении. Но отчаянию в его жизни уже не было места — поступил в Московский институт коневодства, который в 1954 году был переведен в Ижевск (ныне Ижевская сельскохозяйственная академия). Так студент Заречнов оказался в Удмуртии. Институт окончил с красным дипломом. «Правда, на третьем курсе пригрозили отчислением, — вспоминает с комом в горле Александр Михайлович. — Я страдал эпилепсией — последствие ранения. Некоторые преподаватели, не зная моей беды, жаловались ректору, что хожу пьяным на занятия. Я ведь свои проблемы скрывал, боялся, что отчислят, признают непригодным для образования». Но тогда студента отстояли всем факультетом, заступились друзья, знакомые преподаватели.

После института Заречнов работал зоотехником в Минсельхозе, затем в системе МПВО, а с  1961 года — в республиканском штабе ГО УАССР. Десять лет, с 1977 по 1988 год, Александр Михайлович посвятил работе мастера производственного обучения на курсах гражданской обороны Первомайского района города Ижевска. И вот еще, что интересно: этот незаурядный человек  получил и третий диплом: заочно окончил историко-философский факультет Удмуртского ГОСУНИВЕРСИТЕТА.

ВСТРЕЧА ЧЕРЕЗ 43 ГОДА

С Павлом Прусаковым они вместе росли, учились, пошли работать шахтерами, записались добровольцами на фронт. И вместе были в том страшном бою под Старой Руссой. Тогда в 151-й  стрелковой бригаде из 8 тысяч  бойцов в живых осталось 38. Среди них Заречного не было. После этого боя Павел и написал домой, что Сашки больше нет.

«Паша прошел всю войну, вернулся с победой. После войны судьба забросила его в белорус-сию. Как-то он  приехал в родную деревню в отпуск, — рассказывает Александр Михайлович Заречнов о своем друге, — и зашел навестить мою мать, чтобы рассказать, как я погиб. Увидел на стене мою фотографию, вымолвил: «Кем бы был сейчас Сашка?»  А мать ему: «Да живой он. Сейчас в Ижевске живет. Институт окончил, работает». Павлу Семеновичу в это трудно было поверить. Он записал адрес, стал наводить справки, написал письмо другу прямо на работу.  И вот в 1996 году встреча старых друзей состоялась. Через 43 года. Война разлучила  их, когда обоим было по 18, а встретились земляки и однополчане уже седыми, в шестьдесят лет. 

НЕ СТАРЕЮТ ДУШОЙ ВЕТЕРАНЫ

Несмотря на годы, Александр Михайлович не теряет бодрости и оптимизма. Все, кто знает его, удивляются: сколько же в этом человеке жизнелюбия и мужества! Несмотря на паралич левой руки и ноги, он не просто дееспособен, а весьма и весьма активен. Сто очков фору молодым даст.  Сейчас ветеран живет один, хотя был дважды женат. Своих детей нет. «К сожалению, жен я пережил, здоровье у меня отменное, — говорит он. — Когда появились проблемы, стал системно закаляться». Встает он всегда в пять утра, делает зарядку, готовит чай из тридцати лекарственных трав, обливается холодной водой. Даже зимой не носит верхней одежды и головного убора. Не пьет, не курит, ест только растительную пищу, придерживается определенной философии. Кому-то Заречнов может даже показаться чудаком. На самом же деле он просто поэт, человек талантливый, эрудированный и жизнелюбивый. Пишет стихи. А псевдоним себе взял Александр Заречный. Память у него феноменальная — знает практически всего Есенина наизусть, часами может читать стихи: и свои, и любимых поэтов. Ветеран часто бывает в гостях у студентов и школьников, рассказывает о войне, о прожитой жизни. И ведь, правда, какой пример нынешним юношам!

Ключевые слова: Журналист, Профилактика

Почём тепло?

В 2011 г. в нашей газете напечатан цикл статей об «энергоэффективности» зданий. Почему и для чего это нужно и как это можно сделать. В этом году мы решили продолжить рассматривать эту архиважную проблему.

«ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ПАСПОРТ»

Сейчас в России для зданий любого назначения важнейшими характеристиками становятся качество теплозащиты и энергоэффективность. В этом плане мы следуем хорошо проторенной дорожкой Западной Европы, где со времени энергетического кризиса 70-х гг. проделана колоссальная работа по снижению энергоемкости не только фонда зданий, но и всей экономики в целом.

Знаковым событием для нашей страны стало введение в 2003 г. в действие СНиП 23-02-2003 «Тепловая защита зданий», в которых проведен ряд значительных изменений по сравнению с их предыдущей редакцией.

Так, в новой версии СНиП проект здания должен включать в себя раздел «Энергоэффективность» и, как его составную часть, «Энергетический паспорт здания». 23 ноября 2009 г. начал действовать Федеральный закон № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который предусматривает для всех государственных организаций энергоаудит, разработку энергетического паспорта (при проектировании — в составе проекта, для построенных зданий — по результатам обязательного энергетического обследования). Согласно главе 4 вышеупомянутого федерального закона проводить аудит могут только организации — члены соответствующей СРО.

Требования к составу и содержанию паспорта установлены приказом Минэнерго РФ от 19 апреля 2010 г. № 182. Также в соответствии с приказом Минэкономразвития России от 24 октября 2011 г. № 591 «О порядке определения объемов снижения потребляемых государственным (муниципальным) учреждением ресурсов в сопоставимых условиях» бюджетные организации, к которым относится МЧС России, обязаны снизить потребление энергоресурсов (то есть электроэнергии, тепла, природного газа или жидкого топлива, бензина, горячей и холодной воды) за 5 лет на 15 % (при сопоставимых условиях), но не менее чем на  3 % в год; при этом в случае снижения более чем на 3 % разницу разрешается использовать на стимулирование труда сотрудников). Данный приказ надо тоже выполнять.

«Энергетический паспорт» выполняет сразу несколько задач. В нем указываются проектные данные по теплозащите и эксплуатационной энергоемкости здания, а также он подтверждает соответствие показателей энергетической эффективности нормативным значениям.

Этот документ должен заполняться при разработке проекта нового или реконструируемого здания, при приемке в  эксплуатацию, а также  в процессе эксплуатации. Важным моментом является прописанная для паспорта необходимость проведения испытаний систем энергопотребления и тепловой защиты здания после годичного периода его эксплуатации (так называемый энергоаудит). По результатам испытаний, проводимых независимыми аккредитованными организациями, зданию присваивается класс энергетической эффективности и даются рекомендации по повышению этого параметра.

В связи с необходимостью проведения энергоаудита для новых и реконструируемых зданий возникают такие непростые задачи, как установление точного расхода энергии на отопление здания и выявление конкретных  путей теплопотерь. В этой статье постараемся осветить методы измерения  показателей энергоэффективности, используемые для этого технологии и подходы.

АУДИТ ТЕПЛА

Технологии энергетического аудита зданий в странах Европы используются на протяжении долгого времени. Одним из первых международных документов, в котором указано о необходимости проведения энергоаудита, стала Директива Евросоюза 93/76/ЕС по ограничению выделений двуокиси углерода путем улучшения энергоэффективности (или SAVE). Так, одно из положений Директивы предусматривало необходимость «определения фактических энергетических расходов на отопление, кондиционирование воздуха и горячее водоснабжение зданий». Этот документ стал основой для разработки новых норм и стандартов энергоэффективности в ряде стран ЕС, в которых, помимо всего прочего, были заложены правовые основы энергетического аудита.

А что же у нас в России, то согласно Федеральному закону от 23 ноября 2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности», проведение энергоаудита становится обязательным для целого ряда организаций, в первую очередь бюджетных, к которым относится МЧС России. Но и те предприятия, которые не попали в этот перечень, должны обратить самое пристальное внимание на «энергетические обследования». Ведь только благодаря им можно выявить потери и наметить конкретный план по снижению издержек.

Итак, важнейшей и неизбежной процедурой для любого здания, построенного после 2000 г., является энергоаудит. Он начинается со сбора исходных данных о состоянии тепло-энергетического хозяйства здания. Причем для увеличения точности желательно провести большое число измерений в разные периоды (сезоны).

Необходимые исходные данные должны содержать теплотехнические характеристики строительных материалов, конструкций стен, перекрытий, окон, дверей и пр. Поэтому выполняется обмер наружных поверхностей отапливаемой части здания, выделяются площади оконных проемов, устанавливается состав каждого наружного ограждения (толщина каждого слоя при многослойной конструкции, коэффициент теплопроводности материала) и рассчитывается его приведенное сопротивление теплопередаче.

Также собирается информация об инженерных системах здания и прочем энергопотребляющем оборудовании, рассчитываются параметры системы отопления и схема ее подключения к тепловым сетям, примененные средства авторегулирования, схема подключения систем горячего водоснабжения и степень изоляции стояков. Для системы горячего водоснабжения измеряются температура и давление воды в подающем трубопроводе на вводе в здание (при централизованной системе снабжения — от ЦТП) и температура воды в циркуляционных стояках секционных узлов перед подключением их к магистрали. Необходимо и изучение состояния внутреннего микроклимата в помещениях, то есть замер кратности воздухообмена, температуры и влажности. Перечисленных параметров достаточно для выполнения расчетов, необходимых для заполнения энергетического паспорта. Для составления перечня мероприятий по снижению энергопотребления необходимо также провести обследование мест возможных утечек тепла и режима системы отопления и горячего водоснабжения.

Каждое здание, даже если оно построено по типовому проекту, индивидуально, поэтому всякий раз программа к энергосбережению должна разрабатываться индивидуально. Возможно, для одних зданий потребуются незначительные энергосберегающие мероприятия, для других — крупномасштабная реконструкция. На основе полученной информации можно рассчитать требуемые капитальные затраты и предполагаемые эксплуатационные расходы, окупаемость мероприятий по повышению теплозащиты и пр.

Как было сказано выше, энергоаудит проводят независимые фирмы, получившие аккредитацию Минэнерго России. В последние годы благодаря тому, что потребность в исследованиях энергоэффективности возрастает, увеличивается и число региональных компаний, предлагающих такие услуги.

(Окончание в следующем номере газеты)

Ключевые слова: Журналист, Профилактика

Поколение героев

В астраханской школе № 8 происходит нечто удивительное.  За полгода ученики этого образовательного заведения уже дважды спасали людей, которые попали в сложные ситуации.  Случайность это или некая закономерность? Случайности объяснения нет, а вот у закономерности  —   есть. Точнее есть конкретное объяснение тому, что дети именно этой школы помогают людям. И заключается она в первую очередь в хорошей работе педагогов. 

В  прошлом  году  учащиеся  4-го класса этой школы, Иван Якущенко и Олег Николаев, совершили героический поступок. Их смелость и умение быстро принять решение в спасении утопающего помогли остаться в живых четырехлетнему Дамиру. А уже в январе нынешнего года ученики 5-го класса — Павел Клюев и Альфинур Бекмухамедова спасли рыбака, провалившегося под лед. ГУ МЧС России по Астраханской области на праздничной линейке наградило ребят грамотами за спасение утопающего.

Ученики школы № 8 спасли людей, потому что знали, как надо реагировать на подобные ситуации и как помочь пострадавшему. В школе их готовили к этому морально и  физически.

 «Все закладывается с начальных классов. И большая заслуга в этом нашего тренера по плаванию Ольги Южиковой, кандидата педагогических наук, которая с 1 -го класса учит детей плавать. Кроме того, на уроках «Окружающего мира» и физкультуры поднимаются вопросы правил личной безопасности», — рассказывает заместитель директора Елена Белова. 

Свою коллегу дополняет заместитель директора Светлана Некипелова: «Астрахань — город  с развитой речной системой. Волга, Ахтуба, многочисленные ерики и каналы, неподалеку даже Каспий. Здесь с детьми случается много разных ЧС. Особенно эта проблема приобретает остроту летом. Поэтому школы вынуждены уделять много внимания профилактической работе. У нас, например, каждый год перед летними каникулами проводится инструктаж для всех учеников».

А  заместитель директора  Эльвира Айтуганова напомнила, что классный руководитель ребят из 5-го класса проводила с ними беседу «О  правилах  поведения на открытых водоемах в зимнее время» буквально за несколько часов до того, как они спасли горе-рыбака.

Ученики этой школы достойно ведут себя в чрезвычайных ситуациях, они неравнодушны к чужой беде, приходят на помощь тому, кто в этом нуждается. И большая заслуга в этом принадлежит всему педагогическому коллективу, директору школы Татьяне Муравьевой.

После такого разговора, естественно, возникло желание пообщаться с человеком, который вот уже на протяжении 19 лет преподает в школе № 8 Основы безопасности жизнедеятельности  (ОБЖ) — Германом Хабаровым.

— Герман Германович, как Вы стали учителем ОБЖ?

— Я человек военный. За время службы многое увидел и пережил. Начнем с того, что, будучи лейтенантом, участвовал в ликвидации вспышки холеры летом  1970 г. в Астрахани. В том районе, где я работал, было развернуто инфекционное отделение. Туда поступали, в основном, пострадавшие в очень тяжелом со-стоянии с 4-й степенью, которую принято именовать алгидной. Фактически они были между жизнью и смертью. Принимал также участие в ликвидации последствий схода селевых потоков в Туркмении в Небит-Даге. В 1988 г. по долгу службы участвовал в гуманитарной операции после катастрофического землетрясения в Спитаке (Армения). Там около 25 тыс. населения погибло.

 Ну а после окончания службы судьба распорядилась так, что я стал учителем в школе. И, поверьте, ни разу об этом не пожалел.

— С какими проблемами Вы чаще всего сталкиваетесь?

— Когда я пришел в эту школу, у нас было все,  как в «Республике ШКИД» (иронизирует): с формой проблемы, со снаряжением тоже. Не было только проблем с противогазами, потому что когда в нашем городе ликвидировали завод «Прогресс», а там, нужно сказать, была сильнейшая гражданская оборона, все списанное пошло в школы для тренировок. Вот и нам перепало. А вообще администрация школы всегда и во всем идет нам навстречу. В короткие сроки были закуплены «классные» пятнистые  костюмы, тельняшки, кепки. Есть даже спортивная форма с символикой нашей школы.

Проблемы только с такими дорогостоящими вещами, как оружие. Надеюсь, когда-нибудь школа приобретет новые макеты-автоматы или пневматическое оружие. У нас второе место по городу в соревнованиях по стрельбе заняла  шестиклассница Анастасия Никитюк. 

— То есть Вы еще ведете и занятия по стрельбе?

— Да. Ученики занимаются прикладными видами спорта: стрельбой, метанием гранат, кроссом… Также я готовлю ребят к соревнованию по ОБЖ — «Морское троеборье». На этих соревнованиях наши ученики всегда занимают призовые места. Вообще я детей всегда настраиваю, что во всех соревнованиях есть только одно место – первое.

— А где отрабатываете практические навыки?

— У нас есть совместный стадион, который мы используем вместе с еще одной школой. Там установлены элементы полосы препятствий, шведская стенка. Летом мы выезжаем на пляж. Играем в волейбол. Кстати, 4 наших воспитанника сегодня уже учатся в кадетском классе МЧС России.

— Как Вам удается заинтересовать детей?

— У нас все занятия проходят в форме игры. Мы много внимания уделяем практическим занятиям. А это всегда интересно. Даже учителям. Был курьезный случай, правда, не в нашей школе. Мальчик нашел неразорвавшуюся боевую гранату и принес ее директору, а та растерялась. Оно и понятно, женщина оказалась несведуща в обращении с боеприпасами. Поэтому, когда мы стали проводить тематические занятия с учителями, на первое занятие я принес все муляжи, которые у меня были: начиная от автоматного патрона и заканчивая противотанковой миной. Рассказал уважаемым дамам, что некоторые предметы могут взорваться. Объяснил, как не допустить таких ситуаций, куда звонить и кого вызывать.

К бою с огнем готовы

53 добровольца, зарегистрированных в реестре общественного объединения «Добровольная пожарная охрана Еврейской автономной области», прошли первоначальную подготовку и получили допуск к тушению пожаров. Обучение проходило в Учебно-методическом центре по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности ЕАО (УМЦ) согласно полученной в 2011-м г. лицензии на право преподавания по данной категории. Курс обучения рассчитан на 16 ч. Охрана труда, организация деятельности пожарной команды, безопасность зданий и сооружений, тактика тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ — вот основные темы занятий, проходивших в УМЦ. От теории добровольцы  вскоре перешли к практике. В пожарных частях областного центра и муниципальных районах они осваивали азы пожарно-строевой подготовки, боевого развертывания, узнавали о назначении и устройстве аварийно-спасательного инструмента, пожарной техники, которую  проверили в действии.

В роли преподавателей выступили методисты УМЦ и офицеры подразделений Главного управления МЧС России по ЕАО. «В ходе теоретических и практических занятий добровольцы изучили основы прекращения горения, классификацию огнетушащих веществ,  горючесть строительных материалов, — говорит Начальник отдела организации тушения пожаров, проведения АСР, службы и подготовки пожарно-спасательных и аварийно-спасательных формирований ГУ МЧС России по ЕАО майор внутренней службы Александр Соболь. — По окончании курса пожарные-добровольцы с успехом продемонстрировали полученные знания на зачете».

Первоначальную подготовку пройдут все добровольцы автономии, включенные в реестр. Огнеборцы биробиджанского, Октябрьского и Смидовичского муниципальных районов обучение уже прошли. Им выданы удостоверения, подтверждающие право на участие в тушении пожаров. «Следующие занятия, согласно плану комплектования, пройдут в Облученском и Ленинском районах, — говорит заместитель руководителя Учебно-методического центра Елена Слюсарева. — Выездные занятия  проводятся на всей территории ЕАО. Добровольцы, не включенные в план, также могут начать  обучение при условии подачи заявки в УМЦ».

Сегодня в ЕАО в рядах ДПО состоит 832 человека. Всего на территории области создано  30 добровольных пожарных дружин и 31 добровольная пожарная команда.

Ключевые слова: Доброволец, Формируем ДПО

Стань добровольцем!

В ГУ МЧС России по Курской области состоялось расширенное совещание, в котором приняли участие члены межведомственной рабочей группы по развитию добровольной пожарной охраны в регионе, руководители муниципальных образований, председатели областных комитетов, руководители учебных заведений и другие. Речь шла о реализации Федерального закона  «О добровольной пожарной охране», принятого в мае прошлого года.

Для спасения главное вовремя обнаружить возгорание и вывести людей в безопасное место.  В городской местности пожарные должны прибыть к месту происшествия не менее чем за 10 мин, в сельской — за 20. Однако, когда возникает пожар в жилом доме, вопросы жизни и смерти находящихся в нем людей решаются в секунды. И тут без добровольцев не обойтись. Во время дежурства (а работа добровольцев в населенных пунктах должна быть организована круглосуточно) они патрулируют населенные пункты. Надо сказать, что жители области, вступившие в добровольные пожарные дружины и команды, уже доказали свою дееспособность. Например, 19 января в селе Малое Городьково Конышевского района они спасли троих человек. Во время патрулирования добровольные пожарные заметили дым на чердаке частного дома. Из дома были выведены женщина и ее двое сыновей. Огонь локализовали. Страшно подумать, что могло бы случиться, если бы не патруль: возгорание произошло поздним вечером, когда хозяева дома и их соседи крепко спали.

В своем выступлении заместитель губернатора Курской области — начальник ГУ МЧС России по Курской области Василий Зубков подчеркнул, что уже в этом году добровольцы спасли не один десяток человек. Организация добровольной пожарной охраны в области проводится довольно активно, и вопрос лично курируется губернатором области Александром Михайловым. На сегодняшний день нет проблем с оснащением — сотрудники МЧС готовы передать добровольцам современные пожарные машины и всю необходимую технику. Решается вопрос о развитии материальной базы добровольной пожарной охраны. На сегодняшний день инвесторами подписано соглашений на сумму 4,5 миллиона рублей. Проблема в кадрах: добровольцев должно быть больше.

— В некоторых добровольных пожарных командах всего по пять-шесть человек, а должно быть не менее пятнадцати, — отметил генерал-майор Василий Зубков. — Члены ДПК должны патрулировать населенный пункт в постоянном режиме. Одни и те же люди не могут дежурить каждые сутки. В задачах добровольцев и профилактическая работа с населением -неблагополучными семьями, одинокими стариками. Главам муниципальных образований необходимо приложить больше усилий для формирования добровольных пожарных команд. Активно развивается добровольчество на объектах — в первую очередь на предприятиях, где используются современные технологии. А вот вузы пока что довольно пассивны, исключая ЮЗГУ и Курский государственный политехнический колледж, на базе которого создан первый клуб «Доброволец».

На совещании говорили о подготовке членов добровольных пожарных команд, льготах и социальных гарантиях для них, обсуждались и другие вопросы развития ДПО. Важно, чтобы все куряне заняли активную гражданскую позицию. Одновременно с добровольчеством возрождается и институт старших населенных пунктов. Старшими назначаются самые активные и уважаемые люди в селе (деревне, на улице). В их задачу входят тоже обход домов, профилактическая работа с жителями. Надежда Косилова из села Старково Октябрьского района, старшая этого населенного пункта, спасла пять человек. Случилось это 17 февраля. Как обычно, поздним вечером Надежда Михайловна начала обход домовладений. Проходя мимо одного из дворов, старшая села Косилова заметила, что горит хозяйственная постройка. Причем строение примыкало к дому, в котором проживали пять человек. Надежда Михайловна сразу же сообщила о случившемся хозяевам. Одновременно позвонив в службу спасения 112, женщина помогла хозяевам вывести из дома двоих детей, а прибывшие на место происшествия огнеборцы оперативно ликвидировали огонь.

Ключевые слова: Доброволец, Формируем ДПО