№5

БЕЗОПАСНОСТИ – ОЛИМПИЙСКУЮ ВЫСОТУ

В конце мая в Москве во Всероссийском выставочном центре пройдет пятый Международный салон «Комплексная безопасность – 2012» (ISSE-2012). В ходе его будут рассматриваться вопросы, связанные в основном с обеспечением безопасности олимпийских объектов XXII зимних Олимпийских игр и XI Параолимпийских игр 2014 года в Сочи. Одним из главных организаторов экспозиции, как и в предыдущие годы, выступает МЧС России.

Традиционно  для  проведения мероприятий  используются  две площадки, расположенные на территории 75-го павильона ВВЦ и на полигоне  179-го  Спасательного центра МЧС России в подмосковном Ногинске.

В  подготовке  Салона  в  этом  году принимают участие более 20 федеральных  органов  исполнительной  власти  и  государственных  корпораций.  В  числе  экспонентов около 500 компаний из 20 стран мира. Среди них – Австрия, Белоруссия,  Великобритания, Германия,  Израиль,  Италия, Канада, Китай, Нидерланды, ОАЭ, Россия,  США,  Тайвань,  Турция, Украина,  Финляндия,  Франция. По  расчетам  устроителей,  число посетителей превысит в этом году 20 тыс. человек.

Исключительная  особенность ISSE-2012 – проведение его в формате  масштабного  интегрированного  мероприятия  ведущих  силовых министерств и служб России.

Как и прежде в рамках Салона пройдет  специализированная выставка «Комплексная безопасность  на  транспорте».  На  ней будут представлены лучшие технологии  и  оборудование  отечественных и зарубежных компаний не только для организации перевозок  опасных  грузов,  но  и  по таким  направлениям,  как  технические  средства  предупреждения  и  борьбы  с  терроризмом, системы  безопасности  транспортных терминалов, путепроводов,  городского  общественного транспорта,  аэропортов,  вокзалов и портов.

Салон  имеет  обширную  деловую  программу,  включающую  в себя около 40 мероприятий. В их числе  ХVII  Международная научно-практическая  конференция  «Проблемы  устойчивости функционирования стран и регионов  в  условиях  кризисов  и  катастроф  современной  цивилизации»  (организатор  –  ФГБУ  ВНИИ ГОЧС (ФЦ) МЧС России), научно-практическая  конференция «Актуальные проблемы пожарной безопасности», в рамках которой планируется проведение круглого стола  «Техническое  регулирование в области пожарной безопасности»  (организатор  –  ФГБУ ВНИИПО МЧС России) и II Научно-практическая  конференция «Вопросы  совершенствования деятельности  военизированных горноспасательных частей» (организатор – Управление военизированных горноспасательных частей МЧС России).

Во второй день работы Салона пройдет  Всероссийское  совещание  по  проблемам  гражданской обороны  с  участием  руководителей Федеральных органов исполнительной  власти  и  органов исполнительной власти субъектов Российской  Федерации.  Секцию «Актуальные  проблемы создания «Системы 112» в аспекте антикризисного  управления  страной» проведут сотрудники ФГБУ ВНИИ ГОЧС  (ФЦ)  МЧС  России.  Центр экстренной  психологической помощи  МЧС  России  организует Международную  конференцию «Проблемы  психологических последствий, связанных с радиационными  авариями  и  другими инцидентами  «от  Чернобыля  до Фукусимы».

О  результатах  работы  пятого Международного  салона  «Комплексная  безопасность  –  2012» читайте  в  следующих  номерах журнала «Гражданская защита».

НА ВДНХ – К ГЕНСЕКУ

Пожалуй, нет такого человека, который, хотя бы раз в жизни побывав в Москве, не посетил павильоны  и  парки  всесоюзной  Выставки  достижений  народного  хозяйства,  теперь  именуемой Всероссийским выставочным центром. Но мало кто знает, что среди ее многочисленных достопримечательностей есть объект гражданской обороны – убежище. А во время Великой Отечественной войны в одном из зданий, расположенных вдали от любопытных глаз, располагалась разведшкола.

За 73 года своего существования  выставка  три  раза  меняла название. В 1939 году, при открытии,  ее  назвали  Всесоюзной сельскохозяйственной выставкой (ВСХВ),  с  1959  года  она  стала Выставкой  достижений  народного  хозяйства  СССР  (ВДНХ),  а  с 1992-го – Всероссийским выставочным центром (ВВЦ).

По  словам  представителя  ВВЦ Виктории Шеногиной, с мая этого года в Москве впервые за последние  20  лет  для  всех  желающих начали  проводиться  экскурсии  по территории выставки. Одна из них – «Сохраненные шедевры и мифы ВДНХ» включает в себя и посещение объекта гражданской обороны –  убежища  под  Центральным павильоном  №  1,  построенного  в 1954 году по проекту архитекторов Ю.В.  Щуко  и  Е.В.  Столярова  и являющегося памятником истории и  культуры  государственного значения.  Дело  в  том,  что  в  этом павильоне в советское время располагался  рабочий  кабинет  Генерального  секретаря  ЦК  КПСС  на случай  посещения  им  выставки. Первое  лицо  советского  государства при необходимости могло проводить здесь встречи и переговоры.  Именно  для  него,  а  также лиц,  его  сопровождающих,  под зданием было возведено убежище вместимостью до 300 человек, где в  случае  опасности  можно  было укрыться.  В  нем  есть  отдельное помещение  для  главы  партии  и государства  –  «подземный  кабинет». В то время защитное сооружение  особого  назначения  было укомплектовано  всем  необходимым  для  автономной  работы  в течение  трех  суток.  Из  убежища можно выйти через любой из трех выходов.  В  частности,  пройдя  в один  из  них,  можно  оказаться  у памятника  В.И.  Ленину,  установленного  перед  центральным  входом  в  павильон.  Сегодня  стены убежища украшают газеты разных лет,  описывающие  различные периоды существования выставки.

С  июня  1941  года  постановлением  Совета  народных  комиссаров ВСХВ прекратила свою работу. Но незадолго до этого, перед началом  Великой  Отечественной войны  в  северо-восточной  части ВСХВ  был  построен  и  открыт новый  раздел  выставки  –  экспозиция  «Новое  в  деревне».  Она представляла собой возведенные по  типовым  проектам  на  участке площадью 12 га и рекомендуемые советским государством для массового  строительства  жилые дома,  сельсовет,  правление  колхоза,  машинно-тракторную  станцию,  животноводческую  ферму, колхозный  клуб,  школу,  родильный дом, детские ясли.  С  точки  зрения застройки  и  архитектуры  строения  были  не совсем  типичны  для  тогдашней  советской  деревни.В  частности,  жилые  дома были кирпичными с черепичными крышами.  Экспозиция  скорее напоминала  провинциальный немецкий городок, поэтому она и стала своеобразным «полигоном» для школы разведчиков, расквартированной  в  военные  годы  на территории  ВСХВ.  Большинство построек  этого  уголка  выставки сохранилось.  Несколько  обновленные,  они  и  сегодня  служат офисами  для  подразделений ВВЦ.

В  военное  время  на  территории выставки располагался завод по ремонту мотоциклов, на сельхозфермах выращивались кролики  и  птица  для  обеспечения фронта продовольствием. Только с  1954  года  выставка  снова открылась  и  продолжила  свою «профильную» деятельность.

Сегодня Всероссийский выставочный  центр  –  крупнейший  и наиболее  посещаемый  (около 12,5 млн человек в год) выставочно-ярмарочный комплекс России. Именно  здесь  ежегодно  в  мае развертывается  крупнейшая государственная  экспозиция  в области обеспечения безопасности  –  Международный  салон «Комплексная  безопасность»,  в числе  организаторов  которой  выступает  МЧС  России.  А  в павильоне  №  19  располагается информационно-выставочный  центр в системе МЧС России ОАО «Арсенал спасения», где проходят выставки  перспективных  образцов продукции, выпускаемой оте-чественными  предприятиями  и предназначенной  для  обеспечения  безопасности  населения,  а также  конференции  и  семинары, связанные с предупреждением и ликвидацией  чрезвычайных ситуаций. Так что всех желающих оглянуться в прошлое и заглянуть в будущее ждут на ВВЦ. Приходите, не пожалеете. 

КИНОЛОГИЧСКОЙ СЛУЖБЕ МЧС – БЫТЬ!

В  Подмосковном  Дмитрове  состоялись  VI  Открытые сертификационные  соревнования  поисково-спасательных  кинологических  расчетов  «Кубок  отряда Центроспас». Более 30 участников из Москвы и области, Санкт-Петербурга, Челябинска, Казани, кинологи-спасатели  поисково-спасательных  формирований и  воинских  частей  войск  ГО  и  члены  добровольных спасательных  организаций  продемонстрировали готовность  кинологических  расчетов  к  проведению поисково-спасательных работ в условиях ЧС природного и техногенного характера.

Без участия четвероногих спасателей сегодня не обходится ни одна крупная  поисково-спасательная операция.  Во  многом  благодаря специально  обученным  собакам кинолог-спасатель  может  быстро обнаружить  заложенную  мину  или любой другой взрывоопасный предмет,  пропавшего  в  лесу  человека, пострадавшего,  находящегося  под обломками разрушенного здания.

Среди  участников  состязаний  в Дмитрове  были:  спасатели  Государственного  аэромобильного спасательного  отряда  «Центроспас», команда филиала ФГУ «Приволжский региональный поисково-спасательный отряд», ПСО № 207 г. Москвы, Кинологический центр №179, Московская областная противопожарная  спасательная  служба, Челябинская  городская  служба спасения,  Поисково-спасательная служба  Республики  Татарстан, волонтеры-спасатели из Москвы и Санкт-Петербурга.

Спасатель  поисково-спасательного  отряда  №  207  МЧС  России Сергей  Быстров  рассказывает: «Собака –серьезный помощник для спасателя.  Несколько  лет  назад специалисты  нашего  отряда  участвовали в поиске пострадавших в результате обрушения здания. Сделать это самим нам не удалось. Тогда и появилась мысль попробовать использовать для поиска собаку. И результат  не  заставил  себя  ждать. Теперь  в  нашем  отряде,  да  и    в системе МЧС России в целом, работы для собачек много всегда». Судья-эксперт,  руководитель областной кинологической службы в  Новосибирске  Анатолий  Табачников  отметил  высокий  уровень подготовки всех участников соревнований.  За  Кубок  отряда  «Центроспас» борятся лучшие кинологи России.  «Такие  соревнования  – хорошая  площадка  для  обмена опытом подготовки и применения поисковых  собак  при  проведении поисково-спасательных работ, для повышения  профессионального мастерства  кинологов.  Тем  более что задача у участников непростая.

Судьи  состязаний  оценивают  не только  результат,  продемонстрированный спасателем и собакой в виде  количества  обнаруженных пострадавших,  но  и,  так  скажем, «личные»  качества  четвероногого спасателя. Например, послушание и ловкость. Проверяется и оценивается  также,  насколько  собака  и человек хорошо знают друг друга.»

О важности тренировок говорят не только кинологи со стажем, но и совсем начинающие специалисты. Так, Юлия Тарасова из 179-го Спасательного  центра  МЧС  России говорит: «Мой Рич правильно определил  и  показал  расположение всех  четверых  «пострадавших», находящихся  в  зоне  обрушения здания, а вот я не во всех случаях смогла его правильно понять. Поэтому нам еще учиться и учиться…»

В  ходе  соревнований  возник вопрос:  насколько  важно  развитие кинологических служб в подразделениях  чрезвычайного  ведомства? Мы поинтересовались мнением на этот счет начальника поисково-спасательной  кинологической  службы отряда «Центроспас» МЧС России и главного судьи VI Открытых сертификационных  соревнований поисково-спасательных  кинологических расчетов Ильи Заславского.

– Какими  навыками  должна обладать  правильно  подготовленная собака-спасатель?

– В первую очередь, находить и убедительно обозначать абсолютно незнакомых людей без предварительного  занюхивания  контрольного  носителя  запаха (например вещи искомого человека).  Поэтому  и  необходимо  привлекать к тренировкам в качестве статистов  незнакомых  собаке людей – как это бывает на кинологических  соревнованиях.  В  тоже время уверенно работать в незнакомых местах. Поэтому места проведения занятий нужно постоянно менять.  Кроме  этого,  работать  в сложных  условиях,  изобилующих разнообразными  отвлекающими раздражителями.

– Спасатели едут на соревнования  за  победой  или  за  опытом?

– Все  по-разному.  Для  кинологов-спасателей  Отряда  Центроспас это скорее не соревнования, а конкурс  профессионального мастерства.  Или  удобный  способ имитировать  реальные  условия чрезвычайной  ситуации  и  усовершенствовать алгоритм проведения спасательных работ. В любом случае поисковая собака должна доказать,  что  имеет  право  спасать людей. А сделать это можно прежде всего на соревнованиях. Кроме того,  вместе  с  кинологами  собаки проходят ежегодную аттестацию на профессиональную пригодность.

После  завершения  соревнований  были  подведены  итоги  VI Открытых  сертификационных соревнований  поисково-спасательных кинологических расчетов «Кубок отряда «Центроспас». Первое место заняла команда ФГУ «Приволжский  региональный поисково-спасательный  отряд»  – «Казанский ПСО».

НАША СПРАВКА:

За  прошедшие  годы  (В июне 2012 года исполнится 16 лет  со  дня  создания  поисковой  кинологической  службы МЧС России. – Ред.) кинологические  расчеты  отряда Центроспас  участвовали  в десятках спасательных работ:

•  ликвидация  последствий разрушительных землетрясений на Сахалине в  Нефтегорске (1995 г.), Турции (1999 г.), в Тайване,  Греции,  Колумбии (1999 г.),  Индии (2001 г.), Горном  Алтае,  Алжире,  Иране (2003  г.),  Пакистане  (2005  г.), Китае  (2008  г.),  Индонезии (2009  г.),  Республике  Гаити (2010);

•  ликвидация  последствий цунами в Шри-Ланке (2004 г.) и Индонезии (2005 г);

•  ликвидация  последствий многократных  обрушений зданий и сооружений в Москве,  Архангельске,  Моздоке, Санкт-Петербурге,  Каспийске, Буйнакске, Томске, Зеленограде,  Светогорске, Выборге,  Наро-Фоминске, Приозерске,  Тырныаузе, Астрахани,  Саяно-Шушенской ГЭС;

•  в  ходе  проведения  антитеррористических операций в Москве («Норд-Ост», 2003 г.) и в Беслане (2004 г.);

•  ликвидация  последствий авиакатастроф  в  Хабаровском крае, Аджарии, Абакане, Иркутске, Московской  области, на Камчатке, в Донецке и Горном Алтае;

•  ликвидация  последствий природных ЧС — наводнение в  Новороссийске,  сходы снежных  лавин  и  ледников  в Приэльбрусье,  Киргизии, Кабардино-Балкарии,  Кармадонском ущелье;

•  поиски  людей,  потерявшихся  в  лесах  Московской, Владимирской  и  Ивановской областей.

Ключевые слова: кинологи, Сотрудник МЧС

ИННОВАЦИИ В ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ ГОЧС

Образовательные технологии – это  новое  направление  в  педагогической науке. В период модернизации  российского  образования,  в  условиях  образовательных реформ  особое  значение  приобрела  инновационная  деятельность, направленная на внедрение различных  педагогических  новшеств. Они охватили все стороны дидактического  процесса:  его организацию,  содержание,  методы и технологии обучения, учебно-познавательную  деятельность.  И это  правильно,  ибо  инновационные технологии обучения необходимы будущему руководителю для более  эффективного  выполнения им своих функциональных обязанностей в условиях, приближенных к  реальным.  К  инновационным технологиям  относят  интерактивные,  компьютерные  технологии  и др.  В  этом  отношении  накоплен определенный  опыт  работы  на кафедре радиационной и химической защиты ФГБОУ ВПО «Академия  гражданской  защиты  МЧС России»  по  подготовке  слушателей. Расскажем хотя бы об одном из направлений ее деятельности.

В  рамках  мероприятий  Федеральной целевой программы «Преодоление  последствий  радиационных аварий на период до 2010 года»  в  Институте  проблем  безопасного развития атомной энергетики  РАН  в  2010  году  была выполнена НИР «Разработка учебно-тренажерных  комплексов  подготовки специалистов к работе на радиоактивно  загрязненных  территориях»  по  государственному контракту, заключенному с ФГБОУ ВПО  «Академия  гражданской защиты  МЧС  России».  И  вскоре учебно-тренажерный  комплекс (УТК)  был  размещен  в  одной  из учебных аудиторий академии.

Оснащение УТК включает в себя:

• компьютерное  оборудование, проекционную  систему  3D, сетевое  оборудование  и  соответствующую мебель;

• приборы  радиационной  разведки  и  контроля  (обеспечивают  возможность  отработки практических навыков по определению  мощности  дозы излучения  и  плотностей  потоков,  снятие  реальных  показаний  выставляемых  преподавателем источников);

• комплекты средств специальной обработки  (обеспечивают  возможность  ознакомления  и изучения  современных  средств специальной обработки);

• комплекты  средств  индивидуальной  защиты  органов  дыхания  на  манекенах  головы  и комплекты  средств  защиты кожи на манекенах в рост человека  (обеспечивают  возможность ознакомления и изучения современных и перспективных средств  индивидуальной защиты);

• тематические  плакаты,  выполненные  с  использованием современных технологий (носят информационный  характер, имеют  жесткое  основание  и крепление к стене).

 

Специальное  программное обеспечение  УТК  состоит  из  двух модулей. Один из них – тренинговый имитационно-модулирующий.

Он позволяет:

• моделировать  действия  специализированных подразделений  радиационной  разведки  в условиях начальной стадии ЧС, возникшей  в  результате  аварии  на  радиационно  опасном объекте;

• моделировать действия в реальном масштабе времени при реалистичном  рабочем  окружении ЧС,  синтезированном  на  компьютере  (трехмерной  интерактивной  сцены  «виртуальной реальности»);

• реализовать модель реалистичного (свободного) пешего передвижения пользователя по рельефу  местности,  столкновения  с препятствиями  и  иными  объектами  в  режиме  «от  первого лица».

В учебно-тренажерном комплексе реализованы три типовых вида рабочего  окружения,  характерных для  различных  сценариев  радиационных ЧС: условия комплексной городской застройки;  условия  природного окружения с наличием характерного  рельефа,  реки  и  растительности; транспортная авария.

Три базовых сценария выбраны и для тренировочных целей.

1 Сценарий  диспергирования радиоактивной пыли из облака, образовавшегося  в  результате взрыва  обычного  заряда,  окруженного  радиоактивным  веществом  (рассеяние  облака  под воздействием  метеоусловий (ветра) и последующее осаждение  частиц  радиоактивных материалов  на  подстилающую поверхность).

2 Сценарий  негомогенного  (беспорядочного)  разброса  фрагментов  радиоактивного  вещества  в  результате  взрыва  или преднамеренного  распространения  таких  веществ  в  городской  застройке,  по  объектам транспортной  инфраструктуры, в природном окружении.

3 Сценарий закладки контейнера, содержащего  в  себе  высокоактивный  «точечный»  источник радиации.

Персонал  группы  радиационной  разведки  самостоятельно выбирает средства измерения из базы  данных  по  приборам, используемым  различными  оперативными  службами.  Задача этой  группы  –  локализовать область  радиоактивного  загрязнения,  отметив  границы  загряз- нения  специальными  знаками «радиационная  опасность»  и заградительной лентой.

Тренировка  проходит  в  режиме  реального времени.

Другой модуль УТК – информационно-обучающий, который позволяет:

• рассчитывать зоны радиоактивного загрязнения;

• оценивать радиационную обстановку в таких зонах, а именно: определять численность населения, попадающего в зону радиоактивного  загрязнения;  вероятность  облучения  щитовидной железы людей, а также территории,  где  необходимо  проводить защитные мероприятия;

• определять  радиационную обстановку  в  конкретной  точке на местности: выбирать маршрут преодоления следа  радиоактивного  облака  в зависимости от заданной дозы и времени  облучения,  рассчитывать  дозу  облучения  за  время преодоления  этого  следа  пешком  и  с  использованием  транспортных  средств,  определять допустимое  время  начала  преодоления;

• осуществлять  построение  зон облучения  щитовидной  железы по заданной дозе и зон укрытия и эвакуации населения;

• определять  допустимое  время пребывания  на  радиоактивно загрязненной территории;

• определять  зоны  ограничения потребления продуктов питания.

Таким  образом,  учебно-тренажерный  комплекс  дает  возможность  обучаемым  проводить ситуационный анализ и моделирование  развития  чрезвычайных ситуаций радиационного характера,  принимать  обоснованные решения на проведение аварийно-спасательных  и  других  неотложных  работ  в  режиме  реального времени. В конечном итоге повышается эффективность и качество их  подготовки  к  работе  в  таких условиях.

ДОБРОВОЛЬНАЯ СЕРТИФИКАЦИЯ – ГАРАНТИЯ КАЧЕСТВА АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ

Повышение качества аварийно-спасательных средств и безопасности проведения спасательных операций – это важнейшая задача обеспечения эффективности мероприятий по предупреждению и ликвидации последствий природных и техногенных чрезвычайных ситуаций. И это одно из условий получения конкурентных преимуществ для российских предприятий в обстановке вступления России в ВТО. Центральным органом системы сертификации МЧС России является Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций.

Добровольная  сертификация является  одним  из  признанных  в международном  экономическом сообществе,  но  мало  используемым российскими предприятиями инструментом,  гарантирующим высокое качество, независимую и объективную оценку соответствия продукции, работ и услуг установленным требованиям.

В связи с предстоящим резким ростом конкуренции между отечественными  и  зарубежными  товаропроизводителями  в  условиях вступления России во Всемирную торговую  организацию  (ВТО) использование систем добровольной  сертификации  станет  крайне необходимой практикой, а в случае сертификации  систем  менеджмента  качества  предприятий  – непременным требованием западных партнеров.

Сложные  условия  проведения спасательных операций в чрезвычайных  ситуациях  определяют высокие  требования  к  аварийно-спасательным  средствам  (АСС)  и особый  подход  к  их  испытанию  и эксплуатации.

В целях обеспечения войск и сил гражданской  обороны  конкурентоспособными и высококачественными  АСС,  повышения  эффективности  и  качества  аварийно-спасательных работ уже более двенадцати  лет  успешно  функционирует  и постоянно  развивается  система добровольной  сертификации  аварийно-спасательных  средств  МЧС России. Эта система и ее знак соответствия зарегистрированы в установленном порядке в Едином государственном реестре систем добровольной  сертификации:  свидетельство РОСС RU.0001.03 ЭЧ00 от 30  июня  1998  года.  Естественно, учредителем  системы  является МЧС России.

Область ее аккредитации включает  в  себя  всю  номенклатуру  по коду продукции «Аварийно-спасательные  средства  специализированные», а также выполнение услуг в области аварийно-спасательной деятельности  и  сертификации систем  менеджмента  качества  и производств.

Центральным органом системы сертификации  АСС  МЧС  России определен ВНИИ ГОЧС, осуществляющий ее организационно-методическое  и  информационное сопровождение, в том числе работу  комиссии  по  апелляции  и инспекционному  контролю.  Все работы по процедуре сертификации  организуются  центральным органом. Он в свою очередь определяет  орган  по  сертификации, испытательную  лабораторию  и эксперта  для  проведения  процедуры  сертификации  по  видам работ.

В настоящее время система сертификации  объединяет  несколько десятков органов по сертификации АСС,  испытательных  лабораторий и  центров  (в  том  числе  из  числа аккредитованных  Росстандартом), обладающих  высококвалифицированным  персоналом  и  уникальной техникой  для  проведения  различных испытаний с учетом ситуаций, приближенных  к  реальным  условиям  эксплуатации  аварийно-спасательных средств при чрезвычайных ситуациях.

В  процедуры  сертификации вовлечены  45  компетентных  специалистов-экспертов,  обеспечивающих объективную оценку АСС и  услуг,  а  также  систем  менеджмента  качества  и  производств.

Высококвалифицированный  персонал  и  эксперты  хорошо  знают лучшую отечественную и зарубежную технику, условия ее эксплуатации  в  экстремальных  ситуациях  в различных  географических  и  климатических зонах.

Для предприятий, выпускающих продукцию,  предназначенную  длявыполнения  аварийно-спасательных работ, системой сертификации АСС  МЧС  России  предусмотрено проведение сертификации систем менеджмента качества на соответствие стандарту ГОСТ Р ИСО 9001- 2008 (ISO 9001:2008).

В  прошлом  году  в  рассматриваемой системе было сертифицировано  более  трех  десятков  единиц  как  опытных,  так  и  серийных образцов  аварийно-спасательных средств и техники.

Порядок  проведения  сертификации  работ  (услуг)  включает  в себя следующие этапы:

• подачу заявки на сертификацию;

• принятие  решения  по  заявке, выбор схемы сертификации;

•отбор,  идентификацию  образцов и их испытания;

• оценку  производства  (если  это предусмотрено  схемой  сертификации);

• анализ  полученных  результатов и  принятие  решения  о  выдаче (об отказе в выдаче) сертификата соответствия;

• выдачу сертификата;

• осуществление  инспекционного  контроля  над  сертифицированной  продукцией  (если  это предусмотрено  схемой  сертификации);

• корректирующие  мероприятия при  нарушении  соответствия продукции  установленным  требованиям  и  при  неправильном применении знака соответствия. Полученный  по  итогам  всех необходимых  испытаний  сертификат официально подтверждает соответствие  стандартам  характеристик  продукции  аварийно-спасательного  назначения,  возможность  ее  эксплуатации  и использования по прямому предназначению. Наличие этого документа обеспечивает заявителю на последующие  три  года  весомое конкурентное  преимущество, особенно  в  части  обеспечения требований  к  аварийно-спасательной  технике,  машинам,  оборудованию, а также приборов, их узлов и деталей и других средств, применяемых  в  организациях МЧС России.

Сертификат  соответствия  документально подтверждает право на использование знака соответствия объектов установленным требованиям  и  гарантирует  безопасность его применения.

Грядущие  изменения,  связанные со вступлением России в ВТО и с решением о передаче  функций по  аккредитации  новому  федеральному  органу  исполнительной власти  –  Росаккредитации,  безусловно, отразятся на организации работы  системы  сертификации АСС  МЧС  России.  Но  это  в  будущем, а в ближайшей перспективе регламент  ее  деятельности  не изменится.

На сегодня основными задачами повышения  эффективности  работ по  оценке  (подтверждению)  соответствия являются:

• совершенствование  нормативного обеспечения сертификации в отношении АСС, а именно пересмотр  действующих,  разработка и  принятие  новых  национальных стандартов  и  сводов  правил, устанавливающих  технические требования к объектам сертификации  с  лучшими  потребительскими характеристиками, новейшими методами испытаний;

• создание  и  развитие  лабораторно-экспериментальной базы ВНИИ  ГОЧС  для  обеспечения сертификационных  испытаний различных  видов  современной аварийно-спасательной  продукции;

• разработка  мероприятий  по повышению доверия к результатам  оценки  соответствия  продукции и систем управления отечественных предприятий со стороны  участников  рынка  и  государственных заказчиков.

Решение  перечисленных  задач позволит  обеспечить  достойное развитие  добровольной  сертификации АСС в системе МЧС России. А улучшение качества сертифицируемой продукции повысит эффективность  и  безопасность  аварийно-спасательных  операций,  даст конкурентные  преимущества  отечественным  производителям  и защитит  внутренний  рынок  от некачественной продукции в условиях вступления России в ВТО.

НОВЫЕ РАЗРАБОТКИ – В ЖИЗНЬ. ДЕНЬ ПЕРЕДОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ИННОВАЦИЙ В МЧС

27 апреля 2012 года на территории  Федерального  государственного  учреждения  Всероссийский научно-исследовательский  институт  противопожарной  обороны (ФГУ  ВНИИПО)  МЧС  России  в  г. Балашихе  Московской  области прошел  День  передовых  технологий и инноваций. Ежегодное проведение  такого  ведомственного мероприятия стало доброй традицией.  Основная  его  цель  –  показ новейших  разработок  пожарной  и спасательной  техники,  последних достижений  в  области  пожарной безопасности  и  ликвидации последствий стихийных бедствий и крупномасштабных  техногенных катастроф, средств борьбы с природными  пожарами  и  спасения людей, самых передовых разработок  в  области  робототехнических комплексов.

В  проведении  Дня  передовых технологий  и  инноваций  приняли участие  временно  исполняющий обязанности  главы  МЧС  России Владимир  Пучков,  другие  руководители  министерства,  а  также гости  –  представители  заинтересованных  федеральных  органов исполнительной  власти  и  организаций,  средств  массовой  информации.

Все, кто прибыл на мероприятие, думали об одном – что интересного им покажут, какие образцы передовой  техники  и  приборов,  технологии  их  применения  в  различных чрезвычайных  ситуациях?  Всегда хочется  больше  узнать,  увидеть. Кроме  того,  было  известно,  что участники  презентаций,  практических  показов  прошли  тщательный отбор  на  тест  востребованности, инновационности  и  перспективности предлагаемой ими продукции и услуг.  Надежды  гостей  оправдались.  Представленные  новинки даже превзошли их ожидания.

Начался День передовых технологий  и  инноваций  с  церемонии открытия  нового  центра  робототехники.  Это  второй  подобный центр,  первый  уже  несколько  лет успешно  работает  на  территории ЦСООР «Лидер» МЧС России.

«Робототехника  является  приоритетным направлением в оснащении подразделений МЧС. Сегодня роботы выполняют задачи в условиях, когда есть угроза жизни спасателей»,  –  сказал  В.  Пучков, выступая на церемонии открытия. Он выразил надежду, что благодаря  этому  центру  на  свет  появятся новые виды робототехники.

 «То, что мы сегодня видим, завтра  запускается  в  опытную  эксплуатацию, – подчеркнул он, – Мы внимательно отслеживаем все отечественные  разработки  в  области безопасности,  средств  защиты, систем пожаротушения. Среди них есть  перспективные,  которые  в ближайшее  время  будут  взяты  на оснащение пожарно-спасательных формирований».

Владимир Пучков напомнил, что в 2010 году была принята программа по техническому перевооружению  МЧС  России  на  2011–2015 годы. Она предусматривает выделение 43 млр рублей на новую технику и оснащение. «Мы реализуем эту  программу  второй  год.  На вооружение  уже  поступили  новые роботы,  системы  пожаротушения, мониторинга,  современные  летательные аппараты», – заметил он.

Действительно,  достаточно вспомнить  случаи  применения  в июне 2011 года роботов МЧС при ликвидации пожара и разминировании  территории  арсенала Минобороны  в  Малопургинском районе Удмуртии, а также в декабре  для  мониторинга  радиационной  обстановки  после  пожара  на атомной подводной лодке «Екатеринбург». Сегодня в ведомстве в основном используют робототехнические  комплексы  «Ель-4»  и «Ель-10»,  которые  могут  тушить пожары  в  очень  сложных  условиях, в том числе при химическом и  радиационном  заражении,  а также  обезвреживать  боеприпасы, не подвергая опасности жизни людей. Они управляются дистанционно  на  удалении  от оператора соответственно 2 и 1,5 километра.

В ходе Дня передовых технологий и инноваций было проведено немало  очень  интересных  презентаций.  К  примеру,  гостям организаторы праздника подробно рассказали об инновационном проекте  «ОКЕАН»  по  созданию  и использованию  подводных  аппаратов  для  критически  важных объектов  –  шельфов,  портов, ГЭС, гидроузлов. Показали робототехнический  комплекс  для перемещения  по  вертикальным стенам,  макетного  образца системы  дистанционного  управления  приводами  транспортных средств,  работу  дистанционно управляемого летательного аппарата,  комплекса  специальной обработки и утилизации опасных материалов  в  контейнерном исполнении.

На  озере,  расположенном  на территории  ФГУ  ВНИИПО,  была показана работа гусеничного бронетранспортера,  который  используется  для  эвакуации  людей  с затопленных  территорий  и  при проведении  аварийно-спасательных работ под водой. Особое впечатление  на  зрителей  произвели плавучий пожарный танк, вертолет, с помощью которого была продемонстрирована эвакуация пострадавшего с поверхности озера.

Состоялся  показ  технических новинок для работы при пожаре в высотном здании, на потенциально опасном объекте. Гости увидели в действии  100-метровый  коленчатый  подъемник,  предназначенный для тушения огня в высотках, комплексы  «Шквал»  и  «Гранит».  Первый применяется для забора воды из  оборудованных  и  необорудованных источников и перекачки ее на  большие  расстояния.  Скорость подачи  составляет  30  литров  в секунду.  Мобильный  аварийно-спасательный  комплекс  «Гранит» разработан с учетом опыта ликвидации  аварии  на  Саяно-Шушенской  ГЭС.  Он  может  эффективно делать  проходы  в  бетонных  завалах,  дробить  крупные  строительные  конструкции  с  последующим контейнерным вывозом строительного мусора.

Как видим, в рамках Дня передовых  технологий  и  инноваций  был продемонстрирован  целый  ряд новых образцов уникальной пожарной  и  спасательной  техники, средств  индивидуальной  защиты, систем  оповещения  и  пожаротушения, а также оборудование для эвакуации  людей  из  горящих домов, в том числе для спуска их с этажей  высотных  зданий.  И  нет сомнения в том, что все передовое и  инновационное  в  ближайшее время начнет поступать на вооружение  пожарных  и  спасательных формирований МЧС России

Ключевые слова: Журналист, Наука и техника

БЕДА НЕ ДОЛЖНА ПОВТОРИТЬСЯ

25 апреля 2012 года на лесистом склоне Шибаевского пруда в районе поисково-спасательной станции «Кузьминки» прошли показательные учения по теме «Действия органов управления, сил и средств московской городской территориальной подсистемы РСЧС по ликвидации природных пожаров в лесопарковых зонах Москвы». Наблюдая за ходом этого мероприятия, нельзя было не заметить, что столичные власти отнеслись к его подготовке и проведению очень серьезно и ответственно.

Учение прошло в два этапа. На первом участникам и гостям была предоставлена  возможность осмотреть всю задействованную в этом мероприятии технику, познакомиться с ее техническими характеристиками, опытом применения в чрезвычайных ситуациях, а также пообщаться  друг  с  другом,  обменяться мнениями, суждениями.

На втором этапе по вводной «В лесопарковой  зоне  обнаружен очаг возгорания» было продемонстрировано  реально  отлаженное взаимодействие  между  силами  и средствами  экстренных  служб федерального, городского, окружного  и  муниципального  уровней. Следует  отметить,  что  активное участие  в  данном  мероприятии принял  личный  состав  казачьей добровольной пожарной дружины Юго-Восточного  административного округа столицы.

В  учении  участвовали  250  специалистов  пожарного  дела,  40 единиц  спецтехники  и  вертолет Московского  авиационного  центра. Примечательно, что при решении задач пожаротушения в лесопарковой  зоне  огнеборцы использовали  современные  космические  технологии.  Грамотно  и четко  продемонстрировали  свою готовность  в  борьбе  с  лесными пожарами  представители  различных органов управления и организаций.  Среди  них  департаменты Правительства  Москвы  –  жилищно-коммунального хозяйства, природопользования  и  охраны  окружающей среды, здравоохранения, торговли и услуг, а также Управление гражданской защиты, Главное управление  МЧС  России,  Главное управление МВД России, Префектура Юго-Восточного административного  округа,  Мосводосток, Мосводоканал.

Понятное  дело,  что  для  подготовки  и  успешного  проведения такого масштабного показательного  учения  потребовалось  немало времени:  ведь  были  задействованы большие силы и средства. Почему столичная власть пошла на это?

Достаточно  вспомнить  горькие уроки «огненного» лета 2010 года. Не секрет, что тогда жители и гости Москвы  страдали  не  столько  от жары,  сколько  от  задымления, идущего из области. Смог от подмосковных  пожаров  накрыл  российскую  столицу  на  длительный период,  и  концентрация  вредных веществ в воздухе перевалила за предельно  допустимый  уровень.Режим  чрезвычайной  ситуации, введенный  в  семи  регионах  России со 2 августа указом Президента  РФ,  в  Московской  области перестал  действовать  20  августа. Однако  он  сохранялся  в  Подмосковье до ноября – в восьми муниципальных образованиях.

Всего  в  том  горькопамятном году  в  Подмосковье  произошло более 2,5 тыс. пожаров на общей площади  5,5  тыс.  гектаров,  при этом пожарам подверглись более 30  районов  и  городских  поселений. От огня пострадали 10 многоквартирных  домов,  72  индивидуальных  частных  строения,  а деревня  Моховое  Луховицкого района  вообще  сгорела  дотла. Даже если взять лето 1972 года, с большими  пожарами,  в  этот  раз они  были  гораздо  масштабнее  и драматичнее.

А  теперь  вспомним  о  том,  что уже с 1 июля этого года в состав Москвы  дополнительно  войдет часть  территорий  Московской области – около 160 тыс. гектаров. В том числе в черте столицы окажутся большие по площади леса и лесопарковые зоны.

В  результате  расширения  на юго-запад Москва выйдет на границу с Калужской областью. Всего к  столице  перейдет  21  муниципальное образование, включая два городских округа – Троицк и Щер бинку, а также 19 городских и сельских  поселений,  входивших  в Подольский, Ленинский и Нарофоминский  районы.  К  Москве  отходит и часть территории Одинцовского  и  Красногорского  районов Подмосковья.

Вот  и  получается:  если  лето 2012  года  на  территории  Центрального  федерального  округа  и столицы будет жарким, а по некоторым прогнозам ожидается даже засушливым  и  с  высокими  аномальными значениями температуры воздуха, то Москве к наступающему  летнему  сезону  надо готовиться своевременно и основательно.

При  этом  нельзя  забывать  и  о том, что случилось в городе Братске Иркутской области в сентябре 2011  года.  Более  двух  недель горожане там задыхались в дыму пожарищ, не знали, куда деваться от  едкого  дыма.  Остановился общественный транспорт. Эвакуировались больницы и закрывались школы.  Кто  имел  возможность, увозил  свои  семьи  подальше  от города.

Заметим,  огненная  стихия  в Братске разбушевалась не сама по себе.  Произошло  это  целиком  и полностью  по  вине  людей  –  как тех, кто самонадеянно и безнаказанно разжигал костры в засушливых городских и пригородных лесных  массивах,  так  и  тех,  кто  не торопился  своевременно  потушить разгоравшийся очаг огня.

Поэтому  отрадно  было  в  ходе учения  узнать  о  том,  что  с  особо охраняемых  природных  территорий  Москвы  по  итогам  2011  года было вывезено порядка 90 тыс. м3 мусора. Практически все лесопарковые зоны столицы в настоящее время  патрулируются  конной полицией. Кроме того, на этих территориях  в  круглосуточном  режиме дежурят добровольные пожарные команды.

«На  сегодняшний  день  добровольные  пожарные  команды  в Москве  насчитывают  примерно 1,7 тыс. человек. У них на вооружении 300 поливальных машин, оборудованных  средствами  пожаротушения  и  готовых  выехать  к очагам возгорания», – сказал, подводя итоги учению, первый заместитель  начальника  ГУ  МЧС  России  по  городу  Москве  полковник Александр Гаврилов. Затем добавил,  что  только  за  одну  неделю апреля  добровольцы  ликвидировали  семь  очагов  возгорания сухой травы в разных районах столицы.

Итоги  проведенного  учения  с показом действий органов управления,  сил  и  средств  московской городской  территориальной  подсистемы РСЧС по ликвидации природных  пожаров  в  лесопарковых зонах радуют. У москвичей окрепла вера в то, что беда «огненного» лета 2010 года не повторится.

Ключевые слова: Сотрудник МЧС , Учения

ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ВЫСОТНЫХ ЗДАНИЙ

Более  четырех  часов  продолжался  пожар  в  строящемся  комплексе  «Москва-Сити»,  на  башне «Федерация-Восток».  Возгорание возникло около 20 часов 2 апреля 2012  года  на  66–67-м  этажах. Загорелись битум, стройматериалы  и  утеплитель  на  площади  50 квадратных  метров.  Пожарным пришлось подниматься туда пешком.  А  огнетушители  поднимали краном  и  на  внешних,  грузовых лифтах. Огонь стремительно распространялся, полностью охватив два  этажа,  включая  наружную часть, где загорелись и наружная реклама,  и  строительные  леса. Пожару был объявлен второй уровень сложности, который впоследствии был повышен до четвертого. От  сильного  ветра  пламя  постоянно  разгоралось.  Была  угроза распространения  огня  на  другие здания.

На  место  пожара  прибыли  20 пожарных  расчетов,  скорая помощь, ПСО. Движение по прилегающим  дорогам  было  перекрыто.  На  тушении  пожара  были задействованы четыре пожарных вертолета – три Ка-32 и один Ми-26,  оборудованные  специальными водосливными устройствами. В  самом  здании  отсутствовали противопожарные системы защиты, так как оно еще не введено в эксплуатацию.  Причины  пожара установит следствие.

Противопожарное  состояние делового  комплекса  «Федерация»  не  раз  становилось  объектом  пристального  внимания специалистов.  По  материалам Госпожнадзора, московские суды не  раз  штрафовали  владельцев комплекса,  а  также  временно приостанавливали  деятельность на  его  территории.  В  последний раз  из-за  многочисленных  нарушений  пожарной  безопасности по  решению  Пресненского  суда столицы в декабре 2010 года приставы опечатали две башни комплекса – «Восток» и «Запад» – на 30 суток. Тогда в список нарушений  вошли  несмонтированные пожарные гидранты, из-за чего у пожарных  не  было  возможности забирать воду. Проблемы были и с монтажом пожарной сигнализации,  и  дизель-генераторами  на случай  отключения  электроэнергии во время пожара. Также надзорные  органы  указывали  на  то, что на территории комплекса нет круговых проездов для пожарных машин и вертолетных площадок. Окончательно пожар удалось ликвидировать около часа ночи.

Напомню, что 22 сентября 2011 года  Главным  управлением  МЧС России  по  городу  Москве  было проведено  пожарно-тактическое учение на комплексе зданий ОАО «Москва-Сити».  Мероприятие проводилось в целях профессиональной  подготовки  личного состава  пожарно-спасательных подразделений, а также отработки  вопросов  со  службами  комплекса городского хозяйства при ликвидации  пожаров  и  последствий  чрезвычайных  ситуаций.  К участию  в  учении  привлекались соответствующие  органы  управления,  силы  и  средства.  Несомненно, то учение во многом способствовало  своевременным  и эффективным действиям во время пожара весной этого года.

Но  все  ли  и  всегда  зависит только от пожарных?

В свете этого пожара, где лишь благодаря  оперативным  и  слаженным действиям огнеборцев и спасателей  удалось  избежать трагических  последствий,  очень остро встает вопрос обеспечения комплексной  безопасности высотных зданий.

Прежде всего хотелось бы сказать,  что  как  в  Москве,  так  и  в целом в России отсутствуют нормативные  требования  пожарной безопасности  для  подобных строений.  Это  связано  в  первую очередь с тем, что каждое высотное здание по-своему уникально, и  невозможно  предъявлять  единые  противопожарные  требования  для  всех  высоток  без исключения. Поэтому по каждому отдельно взятому зданию разрабатываются  специальные  технические  условия  на  проектирование  противопожарной  защиты, которые  затем  рассматриваются на нормативно-технических советах  территориальных  надзорных органов МЧС России, и по каждому  объекту  принимаются  конкретные решения.

При разработке и согласовании специальных  технических  условий  учитываются  проведенные анализы произошедших в Москве пожаров:  в  29-этажном  жилом здании  на  проспекте  Маршала Жукова (1993 г.), в здании Правительства РФ (1993 г.), в Останкинской  телебашне  (2000  г.).  В  этот негативный  ряд  теперь  можно поставить и пожар в башне «Восток» комплекса «Федерация». Анализируя опыт строительства и эксплуатации высотных зданий и комплексов в зарубежных странах, можно сделать вывод, что пожары на подобных объектах происходят не  так  уж  и  редко.  Только  за последние три года в мире зафиксировано  как  минимум  шесть загораний в высотных комплексах, получивших  громкую  огласку  в зарубежных  средствах  массовой информации.

Так, 3 февраля 2010 года произошел пожар в пятизвездочном гостиничном  комплексе  Sheraton высотой  219  метров  на  северо-востоке  Китая.  Жертв  удалось избежать. Во время пожара были эвакуированы лишь 50 постояльцев  гостиницы.  Огнеборцам понадобилось  около  четырех часов  на  то,  чтобы  локализовать возгорание.  Причиной  пожара стали запуски фейерверков.

15 ноября 2010 года горело 28-этажное здание в районе Цзинань (тоже в Китае), находившееся на конечной стадии косметического ремонта.  Пламя  вскоре  распространилось  по  всему  зданию. Пожарные  несколько  часов  вели борьбу  с  огнем,  эвакуировав  из горящей высотки около 100 человек.  Попытки  привлечь  к  эвакуации полицейские вертолеты, чтобы  спасти  людей  с  верхних этажей,  не  имели  успеха  из-за слишком  сильного  задымления.

При пожаре погибли 12 человек и около 100 получили ранения.

9 февраля 2009 года в Пекине в 160-метровом  небоскребе  центрального  телевидения  произошло  возгорание,  которое  распространилось на площади в 100 тыс. квадратных  метров.  Выгорело около  80  процентов  здания.  На пожаре погиб один человек, еще семь  получили  ранения.  Причиной был признан несанкционированный  запуск  фейерверков, который устроили сами работники телевидения.

В  большинстве  случаев  загораний в высотных зданиях, как показывает мировой опыт, для тушения и  спасения  людей  используются пожарные вертолеты, которые оборудуются системами вертикального и горизонтального тушения.

Сейчас в Москве максимальная высота  подъемного  механизма, при  помощи  которого  можно тушить пожары и спасать людей, составляет  100  метров.  Один  из таких подъемников состоит в боевом расчете в пожарной части по охране ММДЦ «Москва-Сити».

В связи с этим назову особенности,  характеризующие  пожарную  опасность  зданий  повышенной этажности. Это прежде всего вероятность  быстрого  развития пожара;  сложность  его  тушения из-за большой высоты, связанная с  трудностями  подачи  средств тушения;  продолжительное  время  эвакуации  людей;  природные факторы – повышенные ветровые нагрузки и др.

В целях предотвращения тяжелых  последствий  пожара  (гибели людей,  больших  материальных потерь  и  т.  п.)  высотные  объекты обеспечиваются системой противопожарной  защиты:  осуществляется  комплекс  конструктивно-планировочных  решений, применяются  специальные  средства. В эту систему входят: повышенные  пределы  огнестойкости строительных  конструкций  (до трех часов – для зданий высотой 75–100 метров и до четырех часов – выше 100 метров); деление здания противопожарными стенами перекрытиями (или техническими этажами)  на  пожарные  отсеки, чтобы  ограничить  площадь  распространения огня и дыма как по вертикали,  так  и  по  горизонтали; устройство незадымляемых лестничных клеток и лифтов для транспортирования  пожарных  подразделений;  наличие  на  крышах зданий  высотой  более  75  метров площадок для вертолетов и спасательных  кабин  (капсул,  платформ и др.), а также наличие площадок для  спуска  транспортно-спасательной  кабины  с  вертолета  –  на прилегающей территории на расстоянии  не  более  500  метров  от участка высотной застройки. Кроме того, система включает в себя устройство  внутри  зданий  или  на их  покрытиях  пожаробезопасных зон,  объектовых  пунктов  пожаротушения с набором необходимого оборудования для борьбы с огнем и  спасения  людей,  самых  современных  адресно-аналоговых систем автоматической пожарной сигнализации  и  автоматического водяного пожаротушения, применение  систем  противодымной защиты, оповещения при пожаре.

Чем  лучше  защищен  объект различными  современными системами, тем выше его пожароустойчивость; чем проще его планировка, тем быстрее можно осуществить  эвакуацию  людей  из здания и эффективнее выполнять работы по ликвидации пожара.

Следует  заострить  внимание всех участников строительства и эксплуатации  высотных  зданий (от заказчиков и инвесторов, проектировщиков  и  строителей  до арендаторов  и  жильцов)  на  концептуально  новом  условии  – условии  интегрирования  противопожарных мероприятий в каждую фазу проектирования, строительства и эксплуатации здания. Разрешение  на  его  строительство  должны  даваться  только после  того,  как  будет  доказана безопасность  эксплуатации  здания.  Поскольку  осуществление концепции пожарной безопасности  является  также  составной частью  проектирования,  то  важное  значение  приобретают  консультации  проектировщиков, представителей  инженерных служб  со  специалистами  в  данной  области.  Ошибки  проектировщиков  могут  иметь  весьма тяжелые последствия, даже если они обнаружатся во время надзора  за  строительством  или  в момент его завершения.

Однако  смонтировать  систему пожарной  безопасности  –  это еще не значит решить проблему. Требуется  постоянное  техническое  обслуживание,  иначе  через определенный  период  времени она придет в негодность.

С  этой  целью,  на  наш  взгляд, стоит предусмотреть создание на  всех  высотных  объектах  специальной  службы,  которая  контролировала бы эксплуатацию и техническое  обслуживание  систем противопожарной  защиты.  При этом следует учитывать, что уровень пожарной опасности в ходе эксплуатации  здания  может меняться. Он во многом зависит от установленного в здании противопожарного  режима,  степени выполнения  людьми  правил пожарной  безопасности,  имеющихся  на  объекте  технических средств  пожарной  защиты  и  их функционального назначения.

Необходимо  заметить,  что  с  1 января  2007  года  отменен  ряд функций,  возлагавшихся  ранее на органы надзорной деятельности МЧС России при осуществлении  градостроительной  деятельности,  в  том  числе  участие  их представителей  в  комиссиях  по выбору  площадок  (трасс)  строительства и по приемке завершенных  строительством  объектов,  а также контроль их возведения.

В рамках действующего законодательства  государственный пожарный надзор в период строительства  объектов  осуществляют органы  государственного  строительного надзора. Но полномочия по  вынесению  мер  административного  воздействия  в  случае нарушения противопожарных требований им не предоставлены.

А  нарушений  фиксируется немало. В частности, из-за ограниченности  территории  строй- площадок  при  сооружении высотных  зданий  и  отсутствия необходимых  коммуникаций  не всегда  обеспечивается  беспрепятственный  проезд  и  подъезд пожарной  техники  к  нужному месту.  В  пожарных  гидрантах отсутствует  вода,  либо  вообще нет каких-либо источников водоснабжения.  На  территории стройплощадок  хаотично  устанавливаются временные бытовки без  соблюдения  противопожарных требований, или такие бытовки  размещаются  в самих  строящихся  либо  реконструируемых зданиях.  Не  всегда  выполняется монтаж  внутреннего  противопожарного водопровода, автоматических  систем  пожаротушения одновременно  с  возведением объекта.  В  строящихся  зданиях складируются  различные  стройматериалы и др.

В  рамках  исполнения  Федерального  закона  от  26  декабря 2008  года  №  294-ФЗ  «О  защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении  государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» за последние три года сданная в эксплуатацию часть  комплекса  «Федерация» (это с 5-го по 34-й этаж) проверялась  сотрудниками  органов  надзорной  деятельности  МЧС  России  семь  раз.  Причем  за различные нарушения к административной  ответственности неоднократно  привлекались собственник объекта – юридическое  лицо,  а  также  должностные лица и материалы направлялись в судебные  органы  для  принятия решений, в том числе о приостановке деятельности.

В заключение еще раз хочется подчеркнуть:  только  благодаря тому,  что  органами  надзорной деятельности  Главного  управления МЧС России по городу Москве были приняты исчерпывающие меры  в  целях  обеспечения  безопасности  людей  в  здании «Федерация-Восток»  в  результате пожара 2 апреля не наступило тяжких последствий… 

Ключевые слова: Журналист, Пожары

ГОРЯЧИЕ БУДНИ

В апреле в Москве произошло сразу несколько крупных пожаров, в  том  числе  в  строящемся  небоскребе  –  башне  «Восток»  в Деловом центре «Москва-Сити». О ходе его ликвидации, а также о пожарной  обстановке  в  столице  в  Российском  международном информационном  агентстве  «Новости»  рассказал  заместитель начальника  Главного  управления  МЧС  России  по  городу  Москве генерал-майор внутренней службы Сергей Аникеев. 

По  итогам  первого  квартала текущего  года  количество  пожаров в столице сократилось на 5,9 процента, погибших на них людей на  7,8  процента.  Материальный ущерб по сравнению с аналогичным  периодом  прошлого  года увеличился  на  35  процентов  и составил 619 млн 483 тыс. рублей.

По  словам  Сергея  Аникеева, сегодня  на  территории  Москвы расположены  и  функционируют 90  пожарных  частей  городского подчинения  и  еще  около  100  – объектовых.  По  статистике,  в среднем  пожарный  расчет  прибывает  на  место  возникновения пожара в течение 7 минут. И это с учетом пробок и дорожной ситуации в городе. Главное, чтобы сигнал о возгорании поступал своевременно.

Особое  внимание  С.  Аникеев уделил  работе  по  ликвидации пожара, произошедшего 2 апреля в комплексе «Москва-Сити». В этот день на 260-метровой высоте башни  «Восток»,  спроектированной как одно из самых высоких зданий  в  Европе  (по  завершении  строительства  высота  здания  должна была достичь отметки 360 метров), загорелся ветрозащитный баннер. Около 20 часов на пульт оперативного  дежурного  службы  «01» поступило сообщение о пожаре. С охваченного  огнем  66-го  этажа спасатели эвакуировали 14 строителей.  Сильный  ветер  усложнял работу. В тушении пожара приняли участие 25 отделений общей численностью более 100 человек.

«Тушили  разными  способами: сначала  огнетушителями,  подняв их  на  260-метровую  высоту  при помощи  строительного  крана  и лифта. Внутренний водопровод не был запитан водой. Это грубейшее нарушение, так как при строительстве  любого  объекта  внутренний противопожарный  водопровод должен  монтироваться  с  учетом выведенного этажа», – заявил Аникеев. Пришлось прокладывать три рукавных линии для запитки мотопомп. Всего было задействовано 6 мотопомп, каждая весом 260 килограммов. К борьбе с огнем привлекались четыре пожарных вертолета  —  три  Ка-32  и  один  Ми-26, оборудованные  специальными водосливными устройствами. Всего на очаг пожара было сброшено 270  тонн  воды.  После  полуночи пожар удалось потушить.

Начало апреля было омрачено также пожаром с одним из самых больших  за  последние  пять  лет числом  погибших,  произошедшем  на  Качаловском  рынке  столицы,  расположенном  на  Варшавском  шоссе.  Запертая  дверь и  решетки  на  окнах  двухэтажной бытовки,  в  которой  ночевали  17 рабочих-мигрантов  из  Средней Азии,  не  оставили  им  шанса  на спасение.  После  трагедии  было принято  решение  о  проведении до  конца  апреля  соответствующих  совместных  проверок  с сотрудниками  органов  внутренних  дел  и  миграционной  службы на всех столичных рынках.

На день проведения пресс-конференции  количество  погибших от огня людей в столице с начала года составило 90 человек.

Остановился Сергей Аникеев и на  профилактической  работе.  В конце  марта  в  Главном  управлении МЧС России по городу Москве  состоялось  заседание  комиссии  Правительства  столицы  по предупреждению  и  ликвидации чрезвычайных  ситуаций  и  обеспечению пожарной безопасности, где  рассматривались  вопросы  о дополнительных  мерах  по  обеспечению  пожарной  безопасности в весенне-летний пожароопасный период. Так, по его словам, сегодня  совместно  с  участковыми инспекторами полиции проводятся  профилактические  беседы  с населением, рейды в «неблагополучные»  квартиры,  обитатели которых  злоупотребляют  спиртным.  «Очень  серьезной  проблемой»  он  назвал  загруженность площадок  для  пожарно-спасательной  техники  у  жилых  многоквартирных  домов.  Несмотря  на то  что  столичные  власти  (этот вопрос  на  контроле  у  первого заместителя  мэра  города  в  Правительстве  Москвы  Петра  Бирюкова) постоянно наносят соответствующую  разметку  на  асфальт, несознательные  граждане  продолжают  парковать  на  ней  свой автотранспорт. И когда возникает чрезвычайная  ситуация  и  дорога каждая  секунда,  драгоценное время пожарных расчетов уходит на  расчистку  места  под  специальную технику.

Затронул  Сергей  Аникеев  и тему расширения Москвы, когда с июля этого года в ее состав войдут  порядка  160  тыс.  гектаров территорий Московской области. «Там создаются наши управления, –  сообщил  он.  –  Особая  роль  на этих территориях отводится добровольным  пожарным  дружинам. На  них  возлагаются  большие надежды.  Пожарные-добровольцы станут одной из главных сил в борьбе с пожарами на территории «Большой  Москвы».  В  частности, их  предполагается  использовать для  организации  и  проведения превентивных  мероприятий,  направленных в первую очередь на недопущение возникновения возгораний».

К  счастью,  за  прошедшие  с начала  года  месяцы  случаев гибели  на  пожарах  самих  огнеборцев не было. Этому в немалой степени способствуют регулярно проводимые  тренировки.  Кроме того,  за  молодыми  пожарными всегда  закрепляются  опытные наставники, прошедшие не одну и не две чрезвычайные ситуации.

В заключение своего выступления  С.  Аникеев  поблагодарил присутствующих в зале журналистов и выразил надежду на то, что они  примут  активное  участие  в деле  пропаганды  проводимых Главным  управлением  МЧС  России  по  городу  Москве  и  добровольными пожарными дружинами профилактических  мероприятий, направленных  на  снижение пожарной  опасности  в  весенне-летний период.

КТО ПРЕДУПРЕЖДЕН, ТОТ ВООРУЖЕН

Хотел  бы  посвятить  материал вопросам  развития  и  совершенствования  системы  оповещения. Во-первых, потому, что этому делу отдал немало лет своей службы в гражданской  обороне.  А  во-вторых,  на  мой  взгляд,  эти  вопросы еще не нашли достаточного отражения  в  публикациях  по  ГО,  особенно в историческом плане.

Еще  в  древности  на  Руси  были сигнальные заставы. Когда к одной из них приближался враг, там поджигали  солому  или  смолу.  Дым  и огонь замечали на следующей. Так от заставы к заставе передавалась тревожная весть, пока не доходила до стольного града. Одновременно  туда  отправлялись  гонцы  на лошадях со срочными и подробными  донесениями.  Весь  этот  путь занимал дни, и даже недели.

Заметим,  что  пока  средства нападения  развивались  неторопливо,  организация  оповещения тоже менялась и совершенствовалась медленно – сигнальные средства, пешие и конные гонцы, ладьи и  корабли,  колокольный  звон.  И лишь с изобретением оптического телеграфа  изменились  средства оповещения  и  информирования. Первая  линия  такого  телеграфа  в России была создана в 1833 году и соединила Петербург с Варшавой. А первая станция в виде башенки-домика появилась на крыше Зимнего  дворца.  На  ней  поднимали цветные  шары,  с  помощью  которых зашифрованный текст передавался на следующий телеграфный пункт. Депеша достигала Варшавы за 3–5 часов. Но появились нарезное оружие, бронированные  корабли  и  машины,  бронепоезда,  дирижабли  и самолеты, и на смену старым средствам связи пришли электрические – телеграф, телефон и радио, способные в течение считанных минут донести  необходимый  сигнал  за многие сотни километров. Они служили  в  основном  для  того,  чтобы передать нужный сигнал и информацию до органов управления, ибо особой нужды в оповещении населения тогда не было. Однако самолеты и дирижабли могли нести на борту бомбы и химическое оружие и доставлять их за линию фронта в достаточно  глубокий  тыл,  реально угрожая  экономике  и  населению городов. Поэтому уже в годы Первой  мировой  войны  обозначилась проблема  организации  оповещения населения.

В  развитии  этой  системы  в нашей  стране,  в  принципах  ее построения и совершенствования технических средств можно выделить  несколько  этапов,  которые  в определенной  мере  совпадают  с этапами развития МПВО и ГО.

Первый  этап (март  1918  г.  – октябрь 1932 г.) ведет свое начало от  3  марта  1918  года,  когда  был опубликован  перечень  мероприятий по противохимической и противовоздушной  обороне  города Петрограда.  С  этого  момента  и началось  создание  системы  оповещения, которая существовала в течение всей Гражданской войны в России.

На этом этапе произошли серьезные  изменения  не  только  в построении системы, но и в составе  технических  средств  оповещения. В стране была создана совершенно  новая  информационная сеть для населения – сеть проводного вещания, в первую очередь в городах.  Она  и  стала  основой системы оповещения и информирования  граждан.  Начали  пред- приниматься первые шаги по созданию  технических  устройств, обеспечивающих  централизацию управления.

Когда  в  1918  году  германские войска повели наступление на Петроград,  стали  приниматься  меры по организации противовоздушной обороны  города.  В  частности,  в Смольном  был  создан  штаб  воздушной  защиты,  который  организовал сеть наблюдательных постов в городе и его окрестностях. Они с помощью телефона информировали штаб о воздушной обстановке.

А население об угрозе нападения германских аэропланов предусматривалось  оповещать  сиренами  и  фабрично-заводскими гудками.  Была  организована связь с местами установки сирен, фабриками и заводами.

Следует сказать, что тогда боялись не столько бомбовых ударов, сколько химической атаки с воздуха. Поэтому по сигналу о воздушном  нападении  жителям  предписывалось  оставаться  в помещениях, не подходить близко к окнам, а в случае их повреждения закрывать подушками, матрацами, чтобы в помещение не проникали отравляющие вещества.

Второй  этап  (ноябрь  1932  г.  – июнь 1941 г.) – это период создания  и  развития  МПВО,  которая выделяется  в  самостоятельную систему  оборонно-массового характера.  В  городах-пунктах МПВО  начали  строить  системы оповещения  с  централизованным управлением с командного пункта (КП)  МПВО.  Было  организовано производство  электрических сирен и уличных громкоговорителей,  устройств  дистанционного управления  ими,  осуществлен комплекс других мероприятий.

В  стране  существовала  и  продолжала  развиваться  сеть  радиофикации,  послужившая  основой системы оповещения и информирования населения в годы Великой Отечественной войны. В конце 30-х годов  были  образованы  службы МПВО,  среди  которых  –  служба оповещения  и  связи.  Городские службы  базировались  на  городских радиотрансляционных сетях и узлах  телефонной  связи.  Назначался начальник (директор) городской телефонной станции (сети).

На  КП  МПВО  города  размещалась  центральная  станция  оповещения, с которой обеспечивалось централизованное  управление основными средствами информирования населения – радиотрансляционной  сетью  и  электросиренами.  Для  этого  на  всех телефонных станциях организовывались  «зонные  узлы»,  оснащенные  устройствами  для  дистанционного  включения  средств оповещения. С командного пункта МПВО  города  осуществлялся выход на все «зонные узлы». Существовали также КП МПВО районов, с  которых  через  свои  «зонные узлы»  обеспечивалось  дистанционное  управление  средствами оповещения,  размещенными  на территории  района.  На  этих командных  пунктах  создавались районные станции оповещения.

Центральная  и  районные  станции  оснащались  пультами  управления,  откуда  непосредственно включались средства оповещения. При  подаче  сигнала  «Воздушная тревога!»  или  «Отбой  воздушной тревоги!» сирены и радиотрансляционная сеть включались одновременно. Передача звука сирены по радиосети  осуществлялась  с помощью  патефона  со  специальной  пластинки  или  запуском электрической  сирены  непосредственно  в  студии  радиотрансляционного узла.

Третий этап (июнь 1941 г. – май 1945  г.)  являлся  этапом  проверки работы систем оповещения в боевых условиях, совершенствования организационных  принципов  их построения.

Рядом с сиреной устанавливалось  пусковое  устройство  (магнитный пускатель и управляющее реле).  При  нажатии  кнопки включения сирен на пульте центральной  или  районной  станции оповещения от «зонного узла» по телефонной  линии  на  пусковое устройство поступал ток и замыкал  цепь  магнитного  пускателя, который подавал электропитание на мотор сирены.

До 1942 года право объявления воздушной  тревоги  предоставлялось штабам МПВО. Но они не имели  средств  разведки  воздушного пространства, что зачастую приводило к запаздыванию подачи сигнала.  Поэтому  такая  обязанность была  возложена  на  начальников ПВО, а там, где органы ПВО отсутствовали, – на начальников МПВО.

Таким  образом,  решение  о подаче сигнала «Воздушная тревога!» принимали командующие войсками  ПВО  и  командиры  частей МПВО,  оборонявших  город,  а подавали  сигнал  и  обеспечивали действия  по  нему  штабы  МПВО. Данные об угрозе нападения противника  последние  получали  от постов службы воздушного наблюдения, оповещения и связи.

В  городах  прифронтовой  зоны на 1 июня 1942 года системы оповещения  насчитывали  650  электросирен и 2810 уличных громкоговорителей, на 1 июня 1944-го – соответственно 900 и 4650.

В  целом  системы  оповещения городов  прифронтовой  полосы удовлетворяли  требованиям  того времени. Сигналы воздушной тревоги подавались достаточно своевременно  (например,  в  Москве  – за 30–40 минут до подлета вражеских самолетов).

Конечно,  с  точки  зрения  сегодняшнего  дня  система  оповещения  была  несовершенной:  отсутствовала  автоматизация  ее процессов,  в  ней  использовались только проводные линии управления и подачи сигналов, она создавалась  лишь  в  крупных  городах. Тем не менее она прошла и выдержала реальную проверку в боевых условиях, и ее опыт неоценим.

Четвертый этап (июнь 1945 г. – июль  1961  г.).  –  этап  совершенствования  МПВО,  когда  возникла необходимость  решать  задачи  по защите  населения  и  экономики страны от оружия массового поражения,  этап  поиска  наиболее эффективных  путей  выполнения этих  задач.  В  послевоенный период происходят кардинальные изменения  в  организационных принципах  построения  систем оповещения.  Они  создаются  не только во всех городах, но и начинают охватывать территории областей (краев) в целом. Управление такими системами централизуется в масштабе области (края).

Для строительства систем централизованного  оповещения  населения  разрабатываются  новые технические средства и организуется их массовый выпуск. В частности,  появилась  аппаратура УДУФ, в которой впервые реализуется  принцип  использования существующих линий связи. Было налажено  производство  также аппаратуры  циркулярного  вызова должностных лиц.

Для оповещения населения планировалось  комплексное  использование  сетей  проводного  и радиовещания,  электросирен  и уличных громкоговорителей.

Пятый этап (июль 1961 г. – сентябрь 1971 г.) связан с преобразованием  МПВО  в  общегосударственную  систему  Гражданской обороны  СССР.  Это  привело  к серьезному пересмотру основных взглядов и положений, касающихся решения проблем защиты населения и народного хозяйства страны.  Этап  характерен  наиболее интенсивным  совершенствованием принципов построения систем оповещения и развитием их технической базы.

В эти годы была создана аппаратура,  обеспечивавшая  передачу команд  управления  по  занятым междугородным  проводным  и радиорелейным  каналам  связи(типа  5Ф88),  а  также  по  каналам радиовещания (Р-413), что позволило  приступить  к  массовому строительству  территориальных систем централизованного оповещения  населения.  Такие  системы были  построены  в  большинстве республик,  краев  и  областей. Управление ими организовывалось как  из  соответствующих  административных центров, так и из загородной зоны. Начались работы по повышению  устойчивости  функционирования систем оповещения в  условиях  возможного  применения противником ядерного оружия.

Шестой этап (с сентября 1971 г. – по  апрель  1992  г.).  Этот  этап  был связан  с  широким  строительством территориальных систем централизованного  оповещения  на  базе аппаратуры  типа  П-160  и  реконструкцией уже имеющихся систем. Был разработан комплекс аппаратуры оповещения низового звена типа П-164,  обеспечивающей  построение систем информирования населения в городах и сельской местности  на  основе  использования проводных  каналов  местной  телефонной связи.

В итоге была подготовлена техническая база для создания общесоюзной  системы  оповещения, которая  обеспечивала  централизованную подачу единого сигнала на территории всей страны.

Начал решаться вопрос о создании специальных систем оповещения в районах размещения потенциально  опасных  объектов  – локальных  на  базе  аппаратуры  П-164. С этой целью специалисты подготовили  соответствующие проектные решения и рекомендации  по  строительству  локальных систем  в  районах  размещения атомных станций, химически опасных объектов и гидросооружений.

Планировалось  использовать  все сети  вещания,  включая  телевидение  и  электросирены.  Причем впервые  было  определено,  что сеть электросирен предназначается не для подачи сигнала военного времени  «Воздушная  тревога!»,  а единого  сигнала  оповещения «Внимание всем!» с последующим его информационным наполнением по всем другим сетям вещания.

Распад  СССР  вызвал  определенные  затруднения  в  организации  и  техническом  оснащении систем централизованного оповещения,  что,  естественно,  сказалось и на работе систем оповещения населения.

Седьмой,  современный  этап (с апреля 1992 г. по настоящее время) связан  с  созданием  Российской системы  предупреждения  и  действий  в  чрезвычайных  ситуациях. Осуществляется  более  целенаправленное использование систем оповещения – переход от принципа площадного  информирования населения, как минимум в масштабе  субъекта  Российской  Федерации,  к  выборочному  –  непосредственно  в  районе  возникновения чрезвычайной  ситуации.  Системы оповещения,  ориентированные ранее  исключительно  на  подачу сигналов  военного  времени,  были спланированы  также  на  информирование  населения  при  возникновении ЧС техногенного и природного характера в мирное время.

На  многих  потенциально  опасных объектах появились локальные системы, сопряженные с соответствующими  территориальными системами  централизованного оповещения  населения.  Начались работы  по  созданию  централизованных  систем  оповещения  во вновь образованных региональных центрах  ГОЧС,  призванные  объединить  территориальные  системы оповещения всего региона.

На оснащение систем оповещения  различного  уровня  стала поступать новая аппаратура, основанная  на  вычислительной  технике.  Для  передачи  сигналов  и информационных  сообщений задействуются  каналы  телевещания (аппаратура «ТВ-ИНФОРМ»).

Для  оповещения  должностных лиц  широкое  распространение получила аппаратура, работающая как  по  местным  телефонным линиям (типа АСО), так и по радио-  каналам (пейджинговая сеть).

Усилилось  внимание  к  использованию в районах ЧС мобильных средств  оповещения  населения  и сил,  участвующих  в  спасательных работах.

Непосредственно для информирования  населения  спланировано широко  использовать  все  сети вещания  –  проводное  и  радиовещание,  телевещание,  включая коммерческие сети. Вместе с тем возникла ситуация, когда сети проводного  вещания  начали  терять свое значение основной информационной  базы  в  системах  оповещения  населения.  Это  связано  с нерентабельностью  этих  сетей, особенно  в  сельской  местности. Поэтому  на  первое  место  стали выходить сети радио- и телевещания.  Однако,  по-видимому,  придется  каким-то  образом  сочетать все  возможные  варианты  и  находить пути оптимального использования ресурсов.

Тезис  «кто  предупрежден,  тот вооружен» в наше время приобретает еще большее значение перед лицом многочисленных угроз техногенного, природного и социального  характера.  Кто  предупрежден,  тот  может  своевременно  и грамотно принять меры для обеспечения  безопасности  как  своей, так и своих близких в случае возникновения той или иной чрезвычайной ситуации.