№22

Через горы — к Черному морю

Что больше всего любят школьники? Правильно —  каникулы. А что дети больше всего любят делать в каникулы? Правильно — путешествовать. Вот об одном таком путешествии мы и хотим вам рассказать.

Спасатели из Адыгеи (региональное отделение общероссийской общественной организации «Российский союз спасателей) организовали для своих детей интереснейший турпоход через горы к Черному морю. Длилось путешествие почти неделю – с 7 по 12 августа.

— В поход по горному маршруту отправилась группа в составе 27 человек, из которых 17 — дети, причем в возрасте от четырех до семнадцати лет. Самые младшие — четырехлетний Дима яценко и шестилетние Данила Гагарин и Кирилл Ноговицын путешествовали со своими папами и мамами, тоже спасателями, — рассказывает оперативный дежурный Адыгейского поисково-спасательного отряда МЧС России Андрей Казарьян. Педагог по образованию, имеющий многолетний опыт туристской работы, он и возглавил поход.

Маршрут пролегал по живописным местам Адыгеи и Краснодарского края через перевалы Гузерипльский, Армянский, Белореченский и Черкесский. «За пять дней, — говорит Андрей, — мы совершили два пеших перехода, дневку в районе горы Фишт, затем провели два дня на Черном море, в Дагомысе, и 12 августа благополучно вернулись в Майкоп. За время путешествия все члены группы хорошо узнали друг друга, подружились и стали одной сплоченной командой, если не сказать — семьей».

Приют «Фишт» был серединой маршрута, где путешественники  остановились на сутки. Они самостоятельно готовили еду на большом кострище, пели песни у огня, купались в реке Белой, играли в волейбол, ночевали в спальниках. Поход при этом имел еще и неоценимое воспитательное значение — маршрут пролегал по местам боевой славы, где в 1942 году, в дни Великой Отечественной войны, шли ожесточенные бои за Кавказ. Об этом свидетельствуют и обелиски, установленные в горах в память о погибших солдатах. А еще на горе Фишт есть памятное место, посвященное погибшим спасателям и альпинистам. Здесь взрослые участники похода вспомнили поименно своих товарищей-спасателей и рассказали о них детям.

Остается только порадоваться и за ребят, и за взрослых: у спасателей Адыгеи подрастает надежная смена.

Екатерина Зайцева, студентка экономического факультета Адыгейского государственного университета

– На протяжении всего маршрута было пасмурно, и часто шел дождь, но это не помешало любоваться живописными перевалами, склонами и горными вершинами. ,Мы проходили через пихтовый лес, альпийские луга, словно сконцентрировавшие в себе все запахи и краски лета, а потом окунулись в море, теплое и ласковое. Эти пять дней были для меня сплошным удовольствием.

Ключевые слова: вс о безопасности, Учащийся

Полевые баталии

В начале третьего месяца лета на территории Средне-ахтубинского района Волгоградской области развернулся III Всероссийский полевой лагерь «Юный пожарный». 

Со 2 по 4 августа девять команд соревновались за звание лучшего «Юного пожарного». Для участия в конкурсных соревнованиях Всероссийского полевого лагеря прибыло более 70 подростков в возрасте от 14 до 18 лет из Волгограда, Москвы, Ставрополя, Кемерова, Саратова, Калуги, Тюмени, Братска и Санкт-Петербурга.

Все команды-участники — лидеры соревнований полевых лагерей на региональных, а затем межрегиональных уровнях. Помимо того, что каждый из участников имеет опыт пребывания в полевых условиях, все подростки обеспечены личным снаряжением и специальной экипировкой.

— Очень радует, что впервые на территории нашего региона пройдет такое важное событие, как Всероссийский полевой лагерь «Юный спасатель», — отметил начальник ГУ МЧС России по Волгоградской области Олег Гребенюк.

— Особенно отрадно, что «первопроходцами» стали вы — молодые люди, решившие посвятить себя пожарному делу. Надеемся, что волгоградская земля прибавит вам сил и здоровых помыслов в этом ответственном деле.

Программа III Всероссийского полевого лагеря оказалась очень насыщенной. Сразу по завершении торжественной части ребята прошли тестирование по вопросам пожарной безопасности. Затем перешли к конкурсу «Завязывание специальных узлов», где необходимо было правильно связать туристический узел: булинь, прямой, встречный, восьмерка, а потом закрепить за конструкцию.

Далее перешли к оказанию первой медицинской помощи. Здесь командам нужно было про-демонстрировать теоретические знания и практические умения в области оказания первой медицинской помощи пострадавшим.

Но и это еще не все. До конца первого дня соревнований команды состязались в «Комбинированной пожарной эстафете», «Одевании боевки», «Обустройстве бивака», а также в конкурсе «Сильные, ловкие».

Надо сказать, что уже с первых минут соревнований было видно отличную подготовку всех команд, соперничество было не из легких. Участники команды г. Волгограда под названием «Надежда» поделились своими впечатлениями:

— Все соперники очень подготовлены. Но и мы не намерены отступать, надеемся на победу. Думаем, что найдем в себе силы. Мы не подведем свой родной город!

Во второй день командам предстояло пройти еще более серьезные испытания: соревноваться в технике пешеходного туризма, показать свои знания в теории ОБЖ, продемонстрировать навыки в боевом развертывании.

Для ребят это была уникальная возможность испытать свои умения на практике, а для организаторов — вдохновить молодежь на дальнейшее, уже профессиональное, спасение людей.

Итоги III Всероссийского полевого лагеря «Юный спасатель (пожарный)» были подведены 4 августа. Первое место заняла команда г. Санкт-Петербурга «Высота». Второе место было присуждено ребятам из г. Москвы «Адреналин». На третьем расположились представители г. Калуги «Бравые пожарные». Немного до лидирующих позиций не дотянули волгоградцы, команда «Надежда» заняла четвертое место.

Все участники были отмечены памятными призами, кубками и грамотами. Помимо этого, ребята увезут с собой массу воспоминаний и море положительных эмоций. Особенно впечатляющими оказались соревнования для ребят из Уральского регионального центра. Как поделились юные спасатели команды «Южный», дорога до Волгограда составила около трех дней, но и такой дальний путь стоил того!

- Соревнования дали возможность понять, в каких направлениях мы имеем «слабые стороны», — заметил один из них, — нужно поработать над боевым развертыванием и в завязывании специальных узлов. Теперь нас ждут усиленные тренировки. На волгоградской земле мы впервые, но уже успели подружиться с ребятами из других регионов. Впечатлений очень много — эти несколько дней не забудутся никогда!

Ребята, принявшие участия в соревнованиях отличались друг от друга не только формой одежды, в каждой команде прослеживалась индивидуальность. К примеру, «Экстрим» г. Саратова продемонстрировал прекрасные навыки в оказании первой медицинской помощи, а в технике пешеходного туризма не было равных ставропольской команде «БЭМС». Безоговорочным лидером в знаниях теории по курсу ОБЖ была команда «Фактор — ноль» г. Калуги. Одним словом, все проявили свои способности и достойны с гордостью носить почетное звание — «Юный пожарный».

Сергей Фролов, капитан команды  «Адреналин» (г. Москва)

– Больше всего мне запомнилось «Боевое развертывание» – это тот самый конкурс, где понимаешь, что мы команда, даже больше — мы пожарная дружина! В самом начале проведения лагеря ребята из других городов смотрели на нас с недоверием, эдакие москвичи-мажоры, индивидуалисты, но после того, как мы вышли на этот этап и показали в честной борьбе настоящую слаженность, все преграды упали. Теперь в девяти российских городах у меня есть друзья!

Ваня Шепельков, команда «Адреналин» (г. Москва)

— На самом деле ничего выдающегося я не продемонстрировал, у нас во Втором московском кадетском корпусе МЧС очень много времени уделяется спорту, ведь каждый будущий пожарный должен быть физически развит. Когда на время надевали боёвку, почему-то вспомнилась фраза «за нами Москва». В итоге даже те наши ребята, у которых на тренировках не все получалось, собрались и показали классный результат.  

Ключевые слова: Соревнования, Учащийся

Ой, мамочки, рожаю!

Ребята из пожарной части № 14 по охране музея-заповедника Кижи 1-го отряда ФПС по Республике Карелия были готовы принять у женщины роды среди акватории Онежского озера.

Звонок на пункт связи пожарной части № 14 поступил после полуночи. Диспетчер сообщил, что необходимо доставить беременную женщину из деревни Сенная Губа, что находится на Клименецком острове, в город Петрозаводск или Великую Губу, где ей смогут оказать медицинскую помощь.

— Первое, что я услышал сквозь сон: «Командир, просыпайся! У нас есть чистые простыни?» — вспоминает начальник части майор внутренней службы Дмитрий Плотников.

—Снарядили, по словам Дмитрия Плотникова, лучших — командира катера Михаила Савкина и старшего пожарного Сергея Романова.

Катер упаковали по полной программе: чистые теплые одеяла и простыни, специальный медицинский комплект для оказания первой помощи, термос с горячей водой.

— Когда Михаил Савкин через 15 минут нам отзвонился и доложил, что они прибыли к месту вызова, нам с начальником караула Сергеем Цурановым показалось, что прошла целая вечность, — продолжает Дмитрий.

А дальше стало еще хуже. Оказалось, у роженицы уже воды отошли. Медлить было нельзя. На счету была дорога каждая минута. До Великой Губы 50 минут, но там только фельдшерский пункт, до Петрозаводска час ребятам идти, но там квалифицированная помощь. А если волна в акватории озера, катер бы ее не удержал…

Окончательное решение было принято, после того как командир катера Миша Савкин доложил, что на выходе в большую воду волны нет.

— Я решил так, — рассказывает Михаил Савкин, — в озеро сунемся, если волна, то вернемся. Немного времени потеряем, но в Петрозаводск, зато надежней. Тем более катер быстроходный, техника проверена. Скажу честно, повезло. На глади Онеги не было ни одного барашка.

— Я рулю, а Серега Романов то по навигатору короткий путь прокладывает, то успокаивает нашу роженицу. Мондраж был очень большой, — с волнением описывает Михаил.

В пожарной охране с 2003 года всякие ситуации были. Но одно дело первую помощь оказывать и тушить, а другое дело роды принимать. Ребята для себя решили, если ситуация потребует, то они свяжутся со скорой по телефону «03», и те подскажут, что делать. Главное, как можно быстрее проскочить кусок между Гарницким маяком и маяком Манак, там связи практически нет. Когда впереди замаячила набережная Петрозаводска, Михаил Савкин из своего «Финмастера» все выжал.

— У нас с Серегой от души отлегло, когда женщину в порту передали врачам. А окончательно в себя только после смены пришел, когда на Большую землю вернулись, — подвел черту своему рассказу Михаил Савкин.

Глава семейства Логиновых, Михаил Рудольфович, пожарным очень благодарен:

— Жена, Мирия, ночью вздумала рожать, а мы на острове… Вот я и позвонил на Кижи в пожарную часть в надежде, что не откажут.

— Я даже не знаю имен своих спасателей. Когда шли по воде, было не до этого, — переживает мама Мирия Антоновна.

…Запись в книге службы пожарной части № 14 по охране музея-заповедника Кижи гласит: «В 04 часа 45 минут катер «Финмастер» прибыл в ПЧ-14. Погибших и пострадавших нет. Спасен 1 человек».

Ошибочка все-таки вкралась, на мой взгляд, в этот официальный документ. Спасены были не один, а три человека. Потому что в ту ночь Мирия Антоновна родила двойню — мальчиков — Федю и Павлика! Это уже шестой и седьмой ребенок в семье Логиновых.

Да и о том, что за четыре часа спасательной операции начальник части Дмитрий Плотников и начальник караула Сергей Цуранов поседели еще на полголовы, тоже было бы неплохо записать. А про ребят Мишу Савкина и Серегу Романова вообще молчу. Молодцы парни. А весь караул, кстати, пока ребята не вернулись в часть, даже не прилег. Тоже за ребят переживали. Вот такие они наши пожарные. Готовы и в огонь, и в воду…

Ключевые слова: Сотрудник МЧС , Юмор

Просто оказались рядом?

Это случилось в середине дня 1 августа в Новом уренгое. В двухэтажном жилом деревянном доме по улице Ямальской отключилось электричество. Буквально через несколько минут прохожие увидели вырывающиеся из-под кровли языки пламени. Дежурная из общежития напротив сразу же позвонила пожарным и выбежала на улицу. Крыша и второй этаж дома уже были объяты огнем, а на крыльце стояла испуганная девочка лет семи и звала на помощь.

Через четыре минуты после звонка к месту пожара уже прибыл первый боевой расчет 7-й пожарной части Нового Уренгоя. Разведка горящего этажа показала, что людей там нет. Но очевидцы утверждали, что в горящих квартирах оставались маленькие дети. И тут пожарные обратили внимание, что неподалеку на лавочке сидят две маленькие испуганные девочки в мужских куртках. Одна из них была та семилетняя девочка, что звала людей на помощь, а рядом с ней сидела ее двухлетняя сестра, оставшаяся в горящей квартире. Как выяснилось позже, родители ненадолго оставили девочек дома, чтобы перед отъездом в отпуск уладить оставшиеся дела.

«Просто мы с моим другом Исламом Ибаковым оказались рядом, – говорит Артур Шапиев. – Видим, горит соседний дом. Мы, естественно, побежали туда. На крыльце стоит девочка и кричит, что в горящей квартире осталась ее сестренка».

В квартире, куда вошел Артур, от дыма ничего не было видно. В прихожей он нашел девочку. Взяв ее на руки, направился к выходу. Из соседней квартиры послышался плач еще одного ребенка. Ислам бросился туда, выбил дверь и вывел мальчика. Детей молодые люди передали соседям, а сами вернулись в горящую квартиру и вынесли еще и упакованные для отпуска чемоданы.

Вскоре прибежала испуганная и заплаканная мама девочек. Женщина крепко обнимала детей и не знала, как благодарить молодых людей за спасение своих дочек.

Артур и Ислам же скромно говорят, что они просто оказались рядом. Насколько опасно было заходить в горящий дом, они, конечно, не думали. Ведь там оставались дети. Пожарные наградили Артура Шапиева и Ислама Ибакова благодарственными письмами «За проявленное мужество и отвагу при спасении детей на пожаре».

Ключевые слова: Журналист, Пожары

Если кончилась река…

Случилось это в конце июля нынешнего года. За помощью в Службу спасения Республики Саха (Якутия) обратилась группа туристов из пяти человек. трое мужчин и две женщины просили срочно эвакуировать их с речки Матта в Горном районе. Во-первых, один из туристов получил травму и не мог идти. А вовторых, и плыть они тоже не могли – речка пересохла. Началась спасательная операция. В ней принимал участие автор этого материала –  спасатель Николай Фатеев.

Оказывается, люди отправились в это, ставшее для них столь мучительным, путешествие по путевке. Но организовавший восьмидневное путешествие местный туроператор – компания «Аргыс-тур» – почему-то не удосужилась зарегистрировать группу в Службе спасения и не поинтересовалась, каков уровень воды в реке Матта, по которой собирались сплавляться туристы. Правда, группе предоставили проводника, но для путешественников кардинально это ничего не меняло. Не пришлось им, сидя в лодке, любоваться красотами местной природы. В течение нескольких дней туристы тащили резиновую лодку «Солар-420» с мотором и скарб по обмелевшей реке фактически на себе.

Неприятности начались сразу же после того, как трактор, доставивший их на место, ушел. Сплавившись буквально полкилометра, группа наткнулась на мощный 30-метровый завал из бревен, перегородивший реку. Разобрали, поплыли дальше по сильно обмелевшей реке (мотор так ни разу и не включили). Местами Матта вообще пересохла. В итоге за пять дней отважная пятерка преодолела всего 23 километра. Нахлебались, как говорится, экстрима! Последней каплей стала травма, которую получил Эдуард (студент одного из столичных колледжей). Терпение туристов закончилось, и они позвонили по спутниковому телефону родственникам, а те, в свою очередь, набрали номер Службы спасения.

Вертолетом эвакуировать людей было невозможно – там, где они находились, нет подходящих площадок для посадки Ми-8. Кругом глухая, непролазная тайга. Берега обрывистые, местами неприступные скалы. Вот почему руководство Службы спасения приняло решение отправить в Горный район для срочной эвакуации группы вездеход и «КамАЗ-сайгак». Восемь спасателей во главе со спасателем международного класса Василием Павловым выехали на помощь измученным туристам тем же вечером.

Через своего диспетчера в Якутске спасатели вышли на туристов и попросили их спуститься на три километра ниже. Увы, группе это сделать не удалось из-за мелководья. Тогда спасатели, создав промежуточный базовый лагерь и оставив там КамАЗ, с рассветом двинулись вперед – до группы оставалось 12 километров. Но каких? Кругом страшный бурелом, только медвежьи тропы. Спасателям пришлось топорами и бензопилой делать трассу для трактора с прицепом и вездехода «Петрович». На это ушло 3,5 часа. Огромная медведица, защищая потомство, пыталась своим жутким ревом и свирепым видом напугать спасателей, но «Петрович» оказался мощней, и медвежьей семье пришлось ретироваться, хотя еще долго слышен был разъяренный рык.

Добрались, наконец, до речки. Но не до туристов. К ним вверх по течению по прямой 6 км, а по извилистому руслу – все 18 км. В десять вечера исстрадавшиеся путешественники были, наконец, обнаружены. Спасатели на руках вынесли лодку и… девушек. Мужская половина группы добиралась сама. Как рассказали спасенные, у них уже заканчивались продукты, рыбы не поймать – мелководье. Благо ягод много, голубики, земляники…

Туристы благодарили спасателей, а те, в свою очередь, 55-летнего жителя села Дикимдя Трофима Кириллина, который дал им свой трактор МТЗ-82, чтобы вывезти туристов, и был отличным проводником.

РОЗАЛИЯ БОРИСОВА, руководитель туристической компании «Аргыс-тур»:

«Основное направление нашей работы – это туры за границу. Туры по республике мы организовываем редко, по согласованию. Обычно мы регистрируем группы в Службе спасения, но в этот тур поехали наши хорошие знакомые, а проводником был мой брат Иван Борисов. я сама неоднократно проходила этот маршрут и была уверена, что ничего плохого не случится. Мы выдали группе питание на восемь дней, спутниковый телефон. Я, безусловно, признаю свою вину: получается, что мы не учли возможные неприятности на маршруте. Не позаботились о получении достоверной информации. Мы до этого связывались с директором местного национального парка, он сообщил, что вода в реке Матта есть. я просто в шоке…

Эта группа была застрахована. Серьезного ущерба здоровью никто из туристов, к счастью, не получил. Хотелось бы поблагодарить команду Службы спасения за помощь, оказанную нашим туристам».Николай Находкин, начальник Службы спасения Республики Саха (Якутия):

«У нас нет никакого желания наказывать

«Аргыс -Тур», пусть этот случай будет уроком для других туроператоров республики, организовывающих отдых якутян и наших гостей. Регистрация в Службе спасения стоит копейки, зато мы знаем весь маршрут и в случае необходимости быстро найдем туристов. Хочется вспомнить об одном случае. В марте 2008 года восемь опытных туристов из Казани и Екатеринбурга – неоднократные победители чемпионатов страны по туризму – собирались совершить восхождение на трехтысячник – гору Муус-Хая. Руководитель группы 44-летний Олег Кулешов поставил в известность наших спасателей. 25 марта в результате схода лавины с горы Палатка, двое туристов погибли – сам Кулешов и 22-летний Артем Бикушев. Еще один спортсмен получил травмы. Ребята по спутниковому телефону позвонили нам, попросили помощи. Мы знали, где они находятся, и срочно вылетели на место происшествия. Спортсменов эвакуировали на вертолете Ми-8 в якутск. Согласитесь, если бы эта группа не была у нас зарегистрирована, на спасение и эвакуацию ушло бы гораздо больше времени».

Ключевые слова: Сотрудник МЧС , ЧП

Погоня в камышах

В разгар купального сезона у инспекторов ГИМС работы много: приходится и профилактические беседы проводить на берегу с отдыхающими, и «отучать» нерадивых владельцев водных мотоциклов гонять в людных местах, и выпроваживать с судового хода владельцев яхт и рыбаков, бросающих якорь внутри фарватера.

Те, кто не ладит с законом, стараются любым способом избежать общения с инспекторами ГИМС. Едва поняв, что на них обратили внимание, нарушители делают попытку оторваться от преследования и укрыться где-нибудь в береговых проливах. Вот и этого беглеца задержали в камышах.

— Чего убегал? – спрашивают инспекторы.

— Думал, бандиты за мной гонятся, – без тени смущения отвечает пойманный гонщик лет двадцати.

Но сотрудникам ГИМС уже все ясно: на борту нет номеров, значит, плавсредство не зарегистрировано. А это грубейшее нарушение закона. И если лихач «гоняет» без документов, судно может перекочевать на штрафстоянку. Поняв, что дело плохо, молодой повеса согласился сбегать за документами для оформления законного штрафа.

– За данное нарушение предусмотрено наказание в виде штрафа от 500 до 1000 рублей, – говорит начальник Казанского отделения ГИМС. – На первый раз выписали 500 рублей. Попадется без регистрации еще раз, будет 1000. Бывает, что за руль садятся владельцы в нетрезвом состоянии или же позволяют «прокатиться» на гидроцикле своим знакомым. Наша задача – пресекать подобные нарушения. Правда, наказать мы можем только рублем.

– Еще несколько лет назад, – делится воспоминаниями начальник Казанского отделения ГИМС Денис Моисеев, – на воде творилось нечто невообразимое. Никто нашу службу не воспринимал всерьез. Все бороздили водные просторы, как вздумается и на чем захочется. Без документов, без регистрации. Теперь ситуация в корне изменилась. Люди стали понимать, что лучше выполнить все несложные нормы законодательства, чем платить штраф.

Мы следуем на мощном катере в сторону Борового Матюшино. Инспекторы останавливают для досмотра лодку: регистрация есть и бортовой номер тоже, и судовой билет у владельца имеется. Вот только пассажиры маломерного судна пренебрегли важным правилом – не надели спасательные жилеты, хотя в лодке ребенок. Инспекторы настоятельно попросили надеть жилеты и двинулись дальше.

Вскоре их внимание привлек водный мотоцикл. Водитель рассекал водную гладь вдали от берега и тоже без спасательного жилета. Документы оказались в порядке, однако инспекторы напомнили любителю быстрой езды правила вождения скоростной техники и также «заставили» надеть жилет.

Всего в течение рейда инспекторы ГИМС составили семь протоколов, четыре из которых как раз за пользование плавсредством, не имеющим регистрации, а три – за то, что в лодках и гидроциклах вообще не было спасательных жилетов. А вот стоящих на судовом ходе лодок и катеров водная инспекция не обнаружила.

Гражданин, пройдемте!

Этого события в ГИМС Северной столицы ждали несколько лет. Всё это время длились многочисленные согласования. И вот теперь в руках петербургской водной инспекции появилось новое и пока еще не имеющее аналогов в России средство воздействия на злостных нарушителей правил плавания.

Об эффективности этого нововведения мы попросили рассказать Бориса Готовко, начальника отдела Государственной инспекции по маломерным судам ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу.

— Прошло всего несколько недель с момента начала работы специализированной стоянки, а ситуация уже начинает кардинально меняться. Если в прошлом году практически каждый второй остановленный в ходе патрулирования гидроциклист не имел при себе соответствующих документов, то сейчас уже никто не хочет за отсутствие хотя бы судового билета оказаться на штрафстоянке. И даже, выдавая гидроцикл напрокат, его владелец предпочитает сам управлять им.

— За какие нарушения судоводителю грозит постановка его маломерного судна на штрафстоянку?

— Таких нарушений немного. Это отсутствие правоустанавливающих документов на судно, таких как судовой билет, доверенность на управление, а также управление маломерным судном в состоянии алкогольного опьянения.

— Допустим, инспектор остановил маломерное судно в ходе патрулирования акватории и выявил одно из этих нарушений. Что дальше?

— А дальше составляется протокол о задержании маломерного судна и в соответствии с КоАП и «Соглашением об информационном взаимодействии и координации действий при обеспечении задержания маломерных судов», которое было заключено между ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу, Комитетом по транспортно-транзитной политике правительства нашего города и Санкт-Петербургским «Агентством внешнего транспорта». Госинспектор по радиосвязи или по мобильному телефону сообщает в Информационно-диспетчерскую службу точное место задержания маломерного судна, его марку и модель, а также указывает основания для его задержания и оставляет заявку на буксировку судна на специализированную стоянку. А при наличии у судоводителя признаков алкогольного или наркотического опьянения госинспектор также сообщает о необходимости вызова работников правоохранительных органов для сопровождения судоводителя на медицинское освидетельствование. Далее на место задержания прибывает буксир «Агентства по внешнему транспорту», который и доставляет задержанное судно на штрафстоянку. Там его примут на хранение.

— Как же владельцу получить обратно свое маломерное судно?

— Все просто. Нарушитель приходит в Центр ГИМС вместе с протоколом о задержании и всеми документами на свое маломерное судно. Мы выносим постановление об административном правонарушении, и в протоколе ставится отметка о разрешении на выдачу маломерного судна. Дальше можно отправляться на штрафстоянку и забирать свое транспортное средство.

— А если судно было задержано за то, что им управляли в нетрезвом виде? Тоже штраф и можно дальше бороздить водные просторы?

— Нет. Тут процедура немного другая. Мы передаем документы в суд, который принимает решение о лишении права управления маломерным судном. Но судоводитель, не дожидаясь решения суда, все равно может забрать свой катер или гидроцикл, при этом оговаривается, что он это сделает либо сухопутным способом, например, погрузит на автоприцеп и увезет, либо управлять маломерным судном будет другое лицо по доверенности.

— В какие сроки судоводитель или судовладелец должен все это осуществить?

— Чем быстрее, тем лучше. С 1 июля 2012 года с вступлением в силу Закона Санкт-Петербурга «О порядке перемещения задержанных транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на их перемещение и хранение, возврата задержанных транспортных средств в Санкт-Петербурге» нарушитель должен оплачивать транспортировку в размере 20 тысяч рублей и хранение. Начиная с первых суток — 21 рубль в час для судов длиной до 10 метров и 41 рубль в час для судов длиной более 10 метров. Сами видите, сумма получается немалая. И это заставляет крепко задуматься: стоит ли нарушать правила?

Какой инспектор ГИМС не любит скорость?

Всего в чемпионате приняли участие 8 команд, которые прошли сито региональных соревнований, и команда Москвы. В первый день соревнования инспекторы ГИМС продемонстрировали свои знания в области повседневной инспекторской и контрольно-надзорной деятельности.

Этот этап является особым, поскольку не имеет ни старта, ни финиша и не является таким зрелищным, как этапы последующие. И хотя вопросы, как мне сказали в судейской бригаде, были взяты из жизни, ответить на них правильно удалось не всем. Лучшее время — 2:59,18 минуты — показал Антон Антонов из команды ЦРЦ. Результат Антонова впечатлил даже заместителя начальника Управления ГИМС МЧС России, председателя оргкомитета соревнований Николая Крючека: «Поразительно, как он умудрился правильно ответить на все вопросы за 3 минуты!».

Юрий Гонохов из команды СРЦ (Республика Алтай), кстати, сам показавший неплохое время 3:47,40 минуты, но ответивший не на все вопросы, выходил из зала явно в расстроенных чувствах. «я бы не сказал, что вопросы были сложными. Все они были в рамках нашей тематики, а вот не получилось», —  попытался он разобраться в причинах своей неудачи.

…Внезапно из зала раздалось: «Он умер!» Невольно подумалось о худшем. Однако мои опасения вскоре были развеяны: оказывается, сразу же после окончания первого этапа участники соревнования стали выявлять лучшего в умении делать пострадавшему искусственное дыхание. В качестве пострадавшего выступал манекен, весь обклеенный проводами и датчиками, а врач Илья Ляхов терпеливо объяснял инспекторам, как надо делать искусственное дыхание, особо отмечая, что все неправильные действия фиксируются аппаратурой. И в самом деле: стоило кому-то сбиться со счета либо поспешить с искусственным дыханием, как на приборе загоралась красная лампочка, и следовал диагноз «Он умер!».

Однако, несмотря на всю важность теоретических и медицинских знаний, чувствовалось, что участникам соревнования не терпится перейти к практическим занятиям: скоростным гонкам и скоростному маневрированию.

И такой день настал. В распоряжении участников соревнования были лодки «Мастер-500» с движками в 60 л. с. (для скоростной гонки) и «Мастер-400» с движками в 30 л. с. (для скоростного маневрирования). Одна за другой лодки, быстро набирая скорость, уходили со старта. Мощные движки гарантировали высокие скорости, однако волнение на воде в бухте Салака-Лахтин и сильный ветер помешали продемонстрировать всю красоту стремительного движения катеров. После кропотливых подсчетов и учета штрафных очков судьи огласили победителя. Им стала команда СРЦ (Республика Алтай). О накале борьбы можно судить хотя бы по таким цифрам: среднее время команды СРЦ составляет 2:22,34 минуты, а у команды СЗРЦ (Ленинградская область), занявшей второе место, — 2:22,74. Разрыв — четыре десятых секунды!

Представитель команды-победительницы Алексей Бондаренко так пояснил свое видение ситуации: «В такой гонке мелочей не бывает. Здесь все важно: как заходишь в поворот, в каком положении двигатель — опущен или поднят. У нас в Сибири реки полноводные. Вот во время работы и нарабатывается навык вождения».

В пятницу инспекторы ГИМС состязались в скоростном маневрировании и наиболее зрелищном виде соревнования — скоростном маневрировании на гидроциклах. Эти заезды своей красотой привлекли внимание многих горожан. Особый интерес заезды на гидроциклах вызвали у местных мальчишек. Двое из них с фотоаппаратами долго выбирали место для съемок. Очевидно, это были их первые съемки скоростных машин, поскольку до меня периодически доносились вскрики разочарования, свидетельствующие о том, что поймать нужный кадр не удалось. Однако уходили после соревнований мальчишки с довольными физиономиями: значит, что-то поймать все же удалось.

В последний день соревнований прошел наиболее сложный этап «Командная эстафета с оказанием доврачебной помощи пострадавшему». Эстафета состоит из шести упражнений. Первый участник по команде судьи бросает спасательный круг и вместе с ним доплывает (а это около 25 м) до гребной лодки со вторым участником, передает ему круг и размещается в лодке. Затем лодка на веслах доходит до места, где находится моторная лодка. Там она крепится к ней тросом и буксируется к бую, рядом с которым находится гидроцикл. Гидроцикл выполняет скоростной слалом «змейка», возвращается к первому участнику, находящемуся в гребной лодке, и передает ему круг. Первый участник опять бросает круг и с ним доплывает до финиша.

Как и во всякой эстафете, результат складывается из усилий каждого из ее участников. Лучший командный дух показала команда ЮРЦ (Краснодарский край). Эта команда вообще отличается сильным настроем на победу. Достаточно сказать, что она трижды становилась победителем этих соревнований. Поэтому мой вопрос начальнику Центра ГИМС МЧС России по Краснодарскому краю Игорю Шумицкому был вполне закономерен: «За счет чего краснодарцы демонстрируют такую отменную выучку?»

«Другие команды не хуже, — ответил Игорь Васильевич. — Что касается нашей команды, то надо учитывать тот факт, что у нас большой опыт эксплуатации судов по времени, поскольку в Краснодарском крае круглогодичная навигация».

Команда ЮРЦ и в этом году реально могла бы взять первое место, если бы во время скоростной гонки ее участник по ошибке не пошел на четвертый лишний круг. Естественно, что команда была оштрафована.

С главным судьей соревнований Николаем Поликарповым мне удалось поговорить уже перед самым отъездом. «У нас есть договоренность с Федерацией водно-моторного спорта России о том, что нам засчитывают эти соревнования как соревнования, входящие в график Федерации. На основании этого она может присуждать нашим участникам спортивные разряды». Ну что ж, быть может, и в самом деле настало время присваивать инспекторам ГИМС спортивные разряды, что, безусловно, должно стимулировать развитие в МЧС России водно-моторного спорта.

Итак, соревнования закончились. Подведены итоги. Первое место в общекомандном зачете заняла команда СЗРЦ, на втором месте — ЮРЦ и на третьем — СКРЦ. Но, помимо традиционных кубков, медалей и грамот, команда Ленинградской области получила еще и катер КС-701. Судно отличается великолепной мореходностью, отличной управляемостью и высокой маневренностью. За такой приз, действительно, стоило побороться!

Помочь ближнему — это святое

11 августа Центр приема и выдачи гуманитарной помощи гражданам, пострадавшим от пожаров и иных ЧС, открылся в городе Котласе. В церемонии открытия приняли участие начальник Гу МЧС России по Архангельской области Шахобиддин Ваккосов, мэр Котласа Сергей Мелентьев, глава МО «Котласский муниципальный район» Светлана Бральнина.

В Архангельской области ежегодно происходит более двух тысяч пожаров. Из них порядка 60% – в жилом секторе. Сотни человек лишаются жилья и имущества. Но даже если при пожаре удается спасти квартиру или дом, вещи чаще всего бывают безнадежно испорчены дымом и копотью. На памяти архангелогородцев крупный пожар 18 мая этого года, когда около 200 человек лишились крова и имущества. А 5 июля около 100 человек стали погорельцами в селе Пинега. И если сразу же не протянуть человеку руку помощи, не помочь подняться, то погорелец — это потенциальный бомж. Не допустить этого — задача не только государственная, но и общечеловеческая.

Идея создания Центра благотворительной помощи в Котласе родилась весной этого года. Если дело помощи погорельцам и малоимущим хорошо развито в Архангельске, подумали в руководстве районного центра, то почему бы не распространить этот опыт и на южные районы области, жителям которых попасть в Котласлегче, нежели в Архангельск? Подумали и сделали. И сегодня можно уже раздавать вещи нуждающимся не только из Котласа, но и из ближайших к нему районов — Красноборского, Ленского, Вилегодского, Вельского, Верхнетоемского, Устьянского. Глава Котласа Сергей Мелентьев пообещал всемерную поддержку со стороны муниципалитета и бизнес-сообщества – многие предприниматели изъявили желание подключиться к делу помощи ближнему. Руководитель Котласского района Светлана Бральнина в ближайшие дни собирается привезти в пункт подарки от местных бизнесменов, среди которых инициатива получила активную поддержку. А еще в Котласском благотворительном центре очень опытный руководитель — Любовь Кувакина. Она 40 лет проработала в торговле и в мельчайших деталях знает, как нужно работать с вещевой помощью. Работает в городе и отделение Красного Креста.

Кстати, очень скоро подобный благотворительный центр откроется и в Новодвинске, где огромную заинтересованность проявил Архангельский целлюлозно-бумажный комбинат. В планах — создание аналогичного центра в Лешуконском районе — одном из самых отдаленных в области.

Большая стройка

В окрестностях пригородного поселка Шилово возводится крупный учебно-тренировочный комплекс Воронежского института государственной противопожарной службы МЧС России.

Когда-то здесь дислоцировался 847-й Спасательный центр МЧС России. А Воронежский институт государственной противопожарной службы МЧС России базируется на улице Краснознаменной, 231, в нескольких остановках от  общественного транспорта ближе к центру города.

Со временем курсантам в жилых и учебных корпусах стало тесно. Это и понятно, ведь количество абитуриентов ежегодно росло, а учебно-материальная база развивалась слабовато. Поэтому в министерстве и было принято решение о строительстве на базе спасательного центра крупного учебно-тренировочного комплекса для института. Впрочем, и на Краснознаменной тоже произошли за последнее время заметные изменения: выстроены новые учебные корпуса и пожарное депо, открылись поликлиника и общежитие для курсантов. Вскоре будет возведен еще один учебный корпус, но особая роль все же отводится проекту в Шилово, где развернулось полномасштабное строительство вузовского учебно-тренировочного комплекса.

Здесь возводятся два новых учебных корпуса, капитально ремонтируется штаб и столовая, строится учебная пожарная часть, бассейн и общежитие, идет работа над возведением полосы препятствий и теплоды-мокамеры. А еще на бывшей территории спасательного центра появятся открытый стадион, клуб и прачечная, хозяйственные постройки и гаражи. Строительство ведет крупная московская строительная компания. Все работающие здесь специалисты —  и сварщики, и монтажники, и каменщики, и кровельщики, и отделочники — очень высокой квалификации, с большим опытом. Они возводили олимпийские объекты в Сочи, здание республиканского Центра кризисных ситуаций в Москве, Академию гражданской защиты в Новогорске, участвовали в реставрации Большого театра и Дома правительства Московской области.

— Мы не привыкли подводить клиента, строим быстро и качественно, — говорит Виталий Шальнов, инженер строительного контроля кампании ОАО «Бамстройпуть». —  В конце прошлого года мы сдали жилую высотку для сотрудников МЧС по улице Беговой в Воронеже. А этот тендер выиграли по конкурсу. В Шилово уже к концу года будут сданы в эксплуатацию штаб, столовая, бассейн, теплодымокамера, полоса препятствий. Объекты хоть и типовые, мы, тем не менее, подходим к строительству с позиции новых дизайнерских разработок. Радует и то, что проектировщик — «Гипрокоммун-дортранс» всегда рядом, и если возникают вопросы по проекту, документации или перепланировке, есть возможность решить их оперативно.

— К Новому году здесь точно студенческая жизнь забурлит, — с уверенностью заявляет и бригадир ЗАО «СУ-336» Виталий Толстов. — В учебной пожарной части уже идут отделочные работы. Тут будут боксы для нескольких пожарных машин, пункты мойки и техосмотра, учебные классы и служебные кабинеты. Да и сама пожарная 38-метровая башня позволяет не только сушить рукава, но и практически с высоты птичьего полета наблюдать окрестности.

А вот и бассейн. Он будет 25-метровым, а глубиной в отдельных местах до восьми метров, что позволит готовить здесь и будущих водолазов.

В стадии завершения сегодня работы по сооружению теплодымокамеры, где будущие пожарные смогут тренироваться в условиях повышенной температуры и сильной задымленности. Здесь уже подводят инженерные коммуникации.

В самом разгаре работы и на будущей полосе препятствий.

Впечатляет также проект будущего общежития — оно совсем не напоминает казарму и больше похоже на уютную, комфортную гостиницу со всеми удобствами. 408 студентов будут проживать здесь в комнатах по два-четыре человека. При строительстве учебно-тренировочного комплекса используются самые современные технологии. Здания будут обшиты керамогранитом, что значительно повысит их прочность.