Ученые выяснили, почему пожарные в зоне риска онкологических заболеваний

Пожарные, в силу специфики своей профессии, особо подвержены повышенному воздействию полициклических ароматических углеводородов и других органических мутагенов. К такому выводу многочисленные исследования привели ученых Американского химического общества (American Chemical Society), результаты которого были обнародованы в октябре нынешнего года в журнале Environmental Science & Technology.

В качестве исследуемых были выбраны сотрудники противопожарной службы канадской Оттавы (OFS). Для исследования у 27 пожарных был сделан забор мочи до и после выезда на тушение пожара, а также заборы выдыхаемого воздуха. Забор верхнего слоя эпидермиса был сделан при помощи дермальных салфеток. Для получения более точных данных были использованы анализы еще 18 офицеров противопожарной службы.

После выезда на тушение пожара уровень полициклических ароматических углеводородов в моче пожарных вырос в 2,9-5 раз. Средние уровни мутагенности мочи после выезда на пожар показали значительное увеличение в 4,3 раза. Концентрация ПАУ в выдыхаемом воздухе и на коже также увеличилось.

Интересно, что эти канцерогены проникали в организм пожарных не через воздух, а через кожу и слизистые оболочки.

Как полагают ученые, канцерогены могут проникать преимущественно через кожу по двум причинам. Во-первых, сами пожарные обычно заботятся о защите органов дыхания, но при этом редко используют средства защиты, покрывающие все тело. Во-вторых, высокие температуры заставляют поры на коже раскрываться, что делает их более проницаемыми для молекул канцерогенов, а также более склонными поглощать различные летучие молекулы из воздуха. И то и другое, как считают ученые, может объяснять, как вредным веществам удается проникнуть в организм пожарных в столь больших количествах.

Полициклические ароматические углеводороды (ПАУ) – разновидность органических соединений. В природе ПАУ образуются, в том числе, как продукт неполного сгорания при лесных пожарах. Многие полициклические ароматические углеводороды являются сильными химическими канцерогенами. Некоторые виды соединений обладают ярко выраженными канцерогенными и мутагенными свойствами.